2 июня 2016, 15:04

"Мистраль" сменил направление: как "Владивосток" стал Гамалем Абдель Насером

AP Photo/ David Vincent, архив
Об истории контрактов на поставку России и Египту французских "Мистралей" - в материале ТАСС

2 июня 2016 г. в Сен-Назере (Франция) состоялась официальная церемония передачи военно-морским силам Египта универсального десантного корабля (УДК) ENS Gamal Abdel Nasser ("Гамаль Абдель Насер", бортовой номер 1010) типа Mistral ("Мистраль").

Этот корабль был построен как "Владивосток" по заказу Министерства обороны РФ и приобретен Египтом после расторжения контракта между французской и российской сторонами.

Как предназначенные для России корабли оказались в Египте - в материале ТАСС.

С чего начался контракт на постройку кораблей для РФ?

  • Впервые о возможности приобретения Россией иностранных кораблей заявил главком ВМФ Владимир Высоцкий в октябре 2008 г. на военно-морском салоне Euronaval в Ле-Бурже.
  • 31 июля 2009 г. французская газета La Tribune сообщила, что Россия предложила начать переговоры о покупке во Франции УДК типа Mistral. Переговоры на официальном уровне начались в марте 2010 г.
  • В декабре 2010 г. консорциум в составе французских компаний DCNS и STX France выиграл объявленный Министерством обороны РФ 26 октября тендер на закупку двух кораблей и передачу технологий для строительства последующей партии.
  • Российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) была привлечена к сделке в качестве субподрядчика. Межправительственное соглашение о строительстве кораблей было заключено 25 января 2011 г. вице-премьером РФ Игорем Сечиным и министром обороны Франции Аленом Жюппе.
  • 17 июня 2011 г. в ходе Петербургского международного экономического форума был подписан контракт на сумму 1 млрд 120 млн евро между "Рособоронэкспортом" и DCNS.
  • Контракт предусматривал поставку двух кораблей со всем навигационным и технологическим оборудованием, включая боевую информационно-управляющую систему SENIT 9 (Systeme d'Exploitation Navale des Informations Tactiques) и соответствующую лицензионную документацию. Было принято решение строить корабли на верфях в Сен-Назере, при этом кормовые части обоих вертолетоносцев должна была изготовить ОСК на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
Универсальный десантный корабль типа "Мистраль". Досье

Как шло строительство?

Как санкции помешали продаже "Мистралей"?

  • 1 февраля 2012 г. в Сен-Назере прошла церемония разрезания листа металла для первого корабля, получившего название "Владивосток".
  • Формальная закладка состоялась 1 февраля 2013 г. Кормовая секция "Владивостока", заложенная в Санкт-Петербурге 1 октября 2012 г., была спущена на воду 26 июня 2013 г., в августе 2013 г. доставлена в Сен-Назер и состыкована с носовой частью.
  • 15 октября 2013 г. вертолетоносец спустили на воду. Технические испытания судна в открытом море начались 5 марта 2014 г.
  • Фактическое строительство второго корабля - "Севастополь" - началось на верфи в Сен-Назере в конце 2012 г., формальная закладка состоялась там же 19 июня 2013 г. Собранный вертолетоносец спущен на воду 20 ноября 2014 г.
  • Первоначально предполагалось, что постройку третьего и четвертого кораблей типа "Мистраль" Россия осуществит по французской лицензии самостоятельно, однако в январе 2013 г. было объявлено, что окончательное решение по этому вопросу будет принято после опытной эксплуатации первых двух кораблей.
  • После воссоединения России с Крымом весной 2014 г. США, Евросоюз и другие страны начали вводить санкции против Москвы, НАТО прекратило военное сотрудничество с РФ.
  • В марте 2014 г. глава МИД Франции Лоран Фабиус в эфире телеканала TF-1 заявил, что Франция может приостановить сделку по продаже кораблей. Комментируя это заявление, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что в случае срыва сделки российская сторона будет требовать возмещения всех возможных потерь.
  • 1 августа 2014 г. вступили в силу новые санкции ЕС в отношении России, предусматривающие в том числе оружейное эмбарго и запрет на поставки в РФ техники двойного назначения. Однако запрет коснулся только новых контрактов, сделка с Францией по поставке универсальных десантных кораблей типа Mistral автоматически под санкции не подпала.
  • 3 сентября 2014 г. на заседании Совета безопасности Франции президент страны Франсуа Олланд заявил, что Париж не видит "достаточных условий" для поставки России первого корабля. Позже в Елисейском дворце пояснили, что заявление "носит политический характер, и оно не отражается на ходе выполнения контракта".
  • С 12 по 22 сентября 2014 г., несмотря на то, что вопрос о передаче кораблей оставался нерешенным, "Владивосток" в рамках испытаний выходил в море с российскими моряками на борту.
  • 24 сентября 2014 г. корабль совершил второй учебный выход в море, продлившийся девять дней. Моряки осваивали новую технику до декабря 2014 г., после чего вернулись в Россию.
Мнение: нужны ли России новые французские "Мистрали"

Как проходил разрыв сделки между Россией и Францией по "Мистралям"?

Как проходила сделка с Египтом?

  • 5 августа 2015 г. пресс-служба Кремля сообщила по итогам телефонного разговора президента РФ Владимира Путина и президента Франции Франсуа Олланда, что руководители государств приняли совместное решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку "Мистралей".
  • В сообщении Кремля отмечалось, что в ходе экспертных переговоров "удалось прийти к взаимоприемлемой договоренности о возмещении российской стороне средств, выплаченных по контракту, а также о возвращении поставленного российского оборудования и материалов". Расторжение контракта подтвердили в Елисейском дворце.
  • 2 сентября 2015 г. на сайте Национального собрания Франции был опубликован текст соглашения о разрыве сделки между Парижем и Москвой, который 5 августа подписали генеральный секретарь французского совета обороны и национальной безопасности Луи Готье и российский вице-премьер Дмитрий Рогозин.
  • Согласно документу, за невыполнение Францией обязательств по контракту Россия полагалась компенсация в размере 949 млн 754 тыс. 859 евро. РФ также получала право вернуть себе все установленное на борту кораблей российское оборудование (демонтаж завершился в ноябре 2015 г.).
  • 11 сентября 2015 г. информагентство AFP, цитируя выдержку из доклада генерального секретаря по обороне и национальной безопасности Луи Готье, сообщило, что Франция возместит компании DCNS расходы в размере не менее 1,1 млрд евро, связанные с длительным простоем двух УДК в порту Сен-Назера.
  • 23 сентября 2015 г. пресс-служба Елисейского дворца сообщила, что президенты Египта и Франции Абдель Фаттах ас-Сиси и Франсуа Олланд достигли принципиального соглашения о приобретении Египтом двух вертолетоносцев, ранее предназначавшихся для России.
  • 10 октября 2015 г. в Каире в присутствии ас-Сиси и премьер-министра Франции Мануэля Вальса состоялась торжественная церемония подписания контракта.
  • Согласно источнику французской газеты Le Monde, фактическая стоимость контракта составила от 910-950 млн евро, и он "в основном финансировался Саудовской Аравией". Также сообщалось о намерении Египта приобрести в России 30 палубных вертолетов Ка-52К для базирования на кораблях.
  • По словам гендиректора холдинга "Вертолеты России" Александра Михеева, в 2015 г. Россия заключила с Египтом контракт на поставку 46 экземпляров многоцелевого ударного вертолета Ка-52. Эксперты не исключают передачу Каиру палубного варианта этой машины для базирования на УДК.
  • В первом квартале 2016 г. корабли получили новые наименования ENS Gamal Abdel Nasser (бортовой номер 1010) и ENS Anwar Sadat (бортовой номер 1020) в честь египетских президентов Гамаля Абдель Насера и Анвара Садата.
  • Передача первого корабля ВМС Египта состоялась 2 июня 2016 г., второго - запланирована на сентябрь 2016 г.
Материал подготовлен по данным ТАСС-ДОСЬЕ (Валерий Корнеев).