ЛЕ-БУРЖЕ, 22 июня. /ТАСС/. Завершилась деловая программа 52-й Международной аэрокосмической выставки "Ле-Бурже", которая проходит в одноименном пригороде Парижа. Оставшиеся три дня ее экспозиция будет открыта для всех желающих. Из-за позиции французских властей российские компании присутствуют на салоне без натурных образцов, однако это не помешало их активному участию в выставке. В частности, было объявлено о победе Ка-52К в тендере на поставку в Египет вертолетов для его "Мистралей". Состоялись контакты с представителями западных компаний, которые, как выяснилось, уже устали от санкций.
В этом году в Ле-Бурже прибыли делегации Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), "Рособоронэкспорта", Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), РСК "МиГ", "Вертолетов России" и других предприятий. В целом Россия была представлена на выставке 34 компаниями.
Новые контракты
На "Ле-Бурже" стало известно, что РФ выиграла тендер на поставку корабельных вертолетов для египетских вертолетоносцев типа "Мистраль". Как заявил директор ФСВТС Дмитрий Шугаев, "мы можем констатировать с удовлетворением, что РФ выиграла этот тендер" и поставит этой стране свои Ка-52К.
По его словам, Россия и Египет сейчас согласовывают технический облик этого вертолета и финансовые условия контракта. Работа над этим документом, по его выражению, "достаточно "вязкая", но контракт "интересный, значимый".
Также на выставке было объявлено, что Россия и Белоруссия подписали контракт на поставку эскадрильи истребителей Су-30СМ, рассчитанный на три года. "Контракт на поставку партии Су-30СМ заключен. Его реализация будет идти поэтапно, в соответствии с установленными сроками", - заявил Шугаев ТАСС.
Кроме того, он сообщил, что Россия поставила Нигерии первые два вертолета Ми-35М из 12 машин по контракту, рассчитанному до 2018 года.
Усталость от санкций
Российские делегаты провели ряд переговоров с зарубежными партнерами и обсудили международное сотрудничество в условиях санкций. И, по словам Шугаева, партнеры России по бизнесу, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества, устали от санкций.
Глава ФСВТС отметил, что санкции не помешали исполнению тех контрактов, которые были заключены с Россией до 2014 года. В каждом конкретном случае были договоренности либо о новых сроках поставок, либо о замещении заказа другими видами вооружений.
"Триумфы" для Индии и Турции
Как рассказал на выставке журналистам глава "Рособоронэкспорта" Александр Михеев, Россия рассчитывает на скорое подписание контракта по зенитным ракетным системам С-400 "Триумф" для Индии. Сейчас идет предконтрактная работа.
"Мы обсуждаем технические вопросы поставок. Могу вас уверить, что и наша компания, и индийская сторона настроены на скорое подписание контракта", - сказал он.
Он также сообщил, что поставки С-400 в Китай начнутся в соответствии с графиком, а с Турцией Россия ведет контрактные переговоры о поставке этих систем. "Турция на самом деле проявляет высокую заинтересованность в российских зенитных ракетных системах большой дальности. Сейчас идут контрактные переговоры", - сказал Михеев.
Тенденции ВТС
Михеев обозначил некоторые тенденции мирового рынка вооружений. Так, более половины экспортных поставок российских вооружений и военной техники в 2016 году были реализованы в страны Ближнего Востока и Северной Африки. "Вес стран Ближнего Востока и Северной Африки в объеме экспортных поставок, реализованных по линии "Рособоронэкспорта" в 2016 году, превысил 50%. Это самый высокий показатель по данному региональному рынку за всю историю деятельности компании", - сказал он.
Между тем, за последние годы значительно усилилась конкуренция России, США и Европы за рынок военной техники в Латинской Америке. "Доля стран региона в общем объеме экспортных поставок российской продукции военного назначения с 2001 года по настоящее время превышает 9%. Большую часть в этом объеме занимает авиационная и вертолетная техника", - заявил Михеев.
В страны Латинской Америки с 2001 по 2017 год Россия поставила вооружения и военной техники на сумму более $10 млрд, напомнил глава "Рособоронэкспорта".
Говоря о странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Михеев отметил, что в доля этого региона в структуре экспорта "Рособоронэкспорта" за последние пять лет в целом составила 45%.
Россия имеет хорошие перспективы на рынках продукции военного назначения Индонезии, Малайзии, Бангладеш, Мьянмы и некоторых других стран региона
Повышенный интерес у инозаказчиков вызывают многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35, многоцелевые истребители типа Су30МК, учебно-тренировочные (учебно-боевые) самолеты Як-130, самолет-заправщик Ил-78МК-90, многофункциональный самолет-амфибия Бе-200, перечислил он.
Прогнозы
Россия в ближайшие десять лет будет занимать первое место на мировом рынке военной авиации с долей в 27%, рассказал Шугаев. Он отметил, что ФСВТС на данный момент имеет 98 соглашений о сотрудничестве с зарубежными странами. В прошлом году Россия поставила за рубеж оружия и военной техники на $15 млрд и сохраняет уверенно второе место. Уверенно о прогнозах говорит и глава российского спецэкспортера вооружений.
Портфель заказов "Рособоронэкспорта" постоянно меняется. Мы понимаем, что с учетом исполнения плана 2017 года отгрузки и поставки, с одной стороны, портфель уменьшается, с другой - есть задача нам с вами иметь динамику подписания новых контрактов. Поэтому портфель - около $45 млрд
С начала этого года "Рособоронэкспорт" подписал новые контракты на $8 млрд, а поставил продукции на $3 млрд.
Бизнес и "Суперждет"
Неожиданным итогом выставки стала новость о том, что на двухмоторный самолет Ил-114-100 (вместимость до 64 пассажиров) могут быть установлены канадские двигатели Pratt & Whitney. Канадская компания и КБ Ильюшина подписали меморандум о взаимопонимании и изучат возможность использования двигателя PW127H. Одним из отличий Ил-114-300, серийное производство которого сейчас планируется возразить, от Ил-114-100 является как раз установка двигателей PW.
Что касается основного гражданского авиапроизводителя Франции Airbus, то компания на домашнем авиасалоне получила 326 заказов на общую сумму в почти 40 млрд долларов, в том числе 114 твердых контрактов ($18,5 млрд) и меморандумы о взаимопонимании на 182 самолета ($21,2 млрд). Большая часть подписанных контрактов пришлась на самолеты семейства A320, говорится в сообщении компании.
Компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) объявила о намерении подписать с мексиканской авиакомпанией Interjet ("Интерджет"), которая является основным зарубежным заказчиком лайнеров SSJ-100, опцион на поставку еще 10 машин. Также ГСС обсуждает сделку по поставке 12 самолетов SSJ-100 со словенской авиакомпанией Adria.
Также, заявил корр. ТАСС президент ГСС Владислав Масалов, "Гражданские самолеты Сухого" могут поставить различным китайским авиаперевозчикам до 10 самолетов SSJ-100. ГСС надеется сертифицировать SSJ-100 для полетов в Китае в 2018 году.
Главный по космосу
Глава госкорпорации "Роскосмос" и глава космической делегации на салоне Игорь Комаров в беседе с журналистами рассказал о перспективах сотрудничества в космосе с другими странами. В частности, Комаров сообщил, что Китай предложил другим странам, включая Россию, принять участие в создании китайской национальной орбитальной станции. Однако планов сотрудничества с восточным соседом в этом направлении у Роскосмоса пока нет.
С другой стороны, госкорпорация продолжит обсуждать с партнерами по МКС создание окололунной станции Deep Space Gateway.
В этом проекте, я думаю, из всех участников наиболее активными будут NASA, ЕКА и Роскосмос, а дальше конкретные роли определятся, пока рано говорить по конкретному участию и вкладам
Главным событием для Роскосмоса в ходе авиасалона стала презентация нового оператора пусковых услуг ракет-носителей "Союз" с российских космодромов "Главкосмос пусковые услуги".
Первый коммерческий пуск оператор планирует осуществить в 2019 году. "Идет подготовительная работа, но до авиасалона МАКС мы рассчитываем анонсировать подписание контракта", - рассказал журналистам по итогам презентации проекта глава компании "Главкосмос" (принадлежит 75% акций нового оператора) Денис Лысков.
На рынке запуска легких и средних ракет-носителей компания в ближайшие годы рассчитывает занять до половины всего рынка. Помимо этого, "Главкосмос пусковые услуги" намерен предлагать услуги космического туризма на российских космических кораблях "Союз".
Мнением о перспективах использования кораблей "Союз" для космического туризма и отработки элементов будущего корабля "Федерация" поделился гендиректор Ракетно-космической корпорации " Энергия " Владимир Солнцев. "Я думаю, что "Союз" имеет право на продолжение своей жизни", - сказал он.