Генерал рассказал, почему Т-34 определил облик всех танков в мире после Второй мировой
Как сообщил генерал-полковник Сергей Маев, создатели машины сумели заглянуть в будущее и разработать оружие, наиболее подходящее для боев грядущей войны
МОСКВА, 3 декабря. /ТАСС/. Танк Т-34 определил архитектуру бронетанковой техники практически всех танковых держав мира в послевоенный период. Такое мнение в беседе с ТАСС высказал бывший начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России генерал-полковник Сергей Маев по случаю 120-летия со дня рождения главного конструктора танка Михаила Кошкина.
"Т-34 до последнего времени находился на оснащении некоторых стран мира. Он явился неким фундаментом, основой создания бронетанковой техники практически во всех танкопроизводящих державах в послевоенный период. Архитектура танков послевоенного периода и в Германии, и в Великобритании, и в Америке была такой, какой была в танке Т-34", - сказал Маев.
Генерал также рассказал, почему эту машину называют танком Победы и лучшим танком Второй мировой войны. По его словам, предвоенный период - время изобилия различных концепций танка. Создатели Т-34 сумели заглянуть в будущее и разработать оружие, наиболее подходящее для боев надвигавшейся войны.
"Кошкин и его коллектив - единственные в преддверии Второй мировой войны сумели угадать, каким будет поле боя, какими средства поражения будут опасными для танка, какие задачи танку придется решать. Они предвидели картину боя и поняли, каким должен быть танк, раньше, чем кто-либо другой. На основе этого видения, которое безусловно сопровождалось расчетами и оценками, и создан Т-34", - сказал Маев.
Качества победителя
Генерал подробно остановился на тех качествах, которые сделали Т-34 наиболее приспособленным к условиям войны и сделали его танком Победы. "В каждой боевой машине, но в танках особенно, должен соблюдаться баланс некоторых основных позиций. В танке они представляют собой огневую мощь, броневую защиту и высокий уровень подвижности. Вот по балансу этих трех качеств в совокупности танк Т-34 превосходил все другие танки Второй мировой войны", - пояснил генерал.
Баланс подвижности и бронезащиты у этой машины достигнут оригинальными для того времени решениями, которые в последствии определили развитие всего мирового танкостроения. "Очень рациональная компоновка корпуса танка, которая в максимальной степени обеспечивала защиту от снарядов. Это четко выверенный корпус с неравномерным распределением бронезащиты в зависимости от наиболее опасных направлений подлета поражающих средств", - отметил Маев конструктивную особенность Т-34.
Важнейшую роль в обеспечении подвижности танка играет двигатель. "На танке впервые применен в массовом порядке дизельный двигатель. До этого, как правило, применялись бензиновые двигатели. В период войны у немцев были бензиновые двигатели, уже после войны практически все начали переходить на дизельные двигатели", - продолжил генерал, добавив, что это решение во многом обеспечило возможность массового производства и высокий уровень ремонтопригодности танка в полевых условиях.
Танк Победы
Танк Т-34 был разработан в конструкторском бюро завода №183 (ныне - Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева) под руководством Кошкина.
В мае 1939 года были изготовлены опытные образцы БТ-20 и А-32. По итогам их испытаний 19 декабря 1939 года Комитет обороны при Совете народных комиссаров СССР постановил присвоить опытному образцу А-32 название Т-34, принять его на вооружение с условием доработки: увеличения основного бронирования до 45 мм, улучшения обзорности, установки пушки калибра 76 мм и дополнительных пулеметов калибра 7,62 мм.
В марте 1940 года предсерийные танки Т-34 прошли испытания на полигоне в подмосковной Кубинке, 31 марта 1940 года Комитет обороны СНК предписал немедленно начать серийное производство боевой машины. К началу Великой Отечественной войны были изготовлены 1066 Т-34. На базе этого танка были изготовлены самоходные артиллерийские установки Су-122, Су-85, Су-100, на его шасси выпускалась и другая техника, в том числе огнеметный танк ОТ-34.
Т-34 принимал участие во многих вооруженных конфликтах в Европе, Азии и Африке 1950-1980-х годов. Последним задокументированным случаем боевого применения Т-34 в Европе стало их использование во время войн в Югославии 1991-1999 годов. Всего было изготовлено более 84 тыс. танков Т-34. Десятки Т-34 установлены в разных странах мира в качестве памятников и музейных экспонатов.
Главный конструктор
Кошкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии Российской империи (ныне - Переславский район Ярославской области России). В начале 1917 года был призван в Русскую императорскую армию, воевал в составе 58-го пехотного полка на Западном фронте.
В 1934 году окончил Ленинградский индустриальный институт (ныне - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого). В 1934-1937 годах он работал конструктором, заместителем главного конструктора Ленинградского завода опытного машиностроения №185.
Участвовал в разработке опытных образцов Т-29 и первого отечественного гусеничного танка с противоснарядным бронированием - среднего танка Т-46-5. 28 декабря 1936 года назначен руководителем танкового конструкторского бюро №190 на Харьковском паровозостроительном заводе №183.
Кошкин возглавлял работы по совершенствованию легкого колесно-гусеничного танка А-20 (БТ-20) и гусеничного танка А-32 (Т-32). В результате работы конструктора и его ближайших помощников Александра Морозова и Николая Кучеренко над совершенствованием проекта гусеничного танка А-32 появился танк Т-34.
В марте 1940 года он возглавил контрольно-испытательный пробег двух танков Т-34 по маршруту Харьков - Москва - Харьков (750 км в одну сторону). 17 марта 1940 года в Московском Кремле эти машины были продемонстрированы членам советского правительства во главе с Иосифом Сталиным. По итогам показа танки рекомендовали к немедленному серийному производству.
В апреле 1940 года при возвращении опытных танков на завод одна из машин опрокинулась в воду. Простуженный конструктор помогал вытаскивать танк, после чего в Харькове был госпитализирован с пневмонией, продолжив при этом руководить доработкой Т-34. Несмотря на операцию по удалению пораженного легкого, спасти его не удалось. Кошкин скончался в возрасте 41 года 26 сентября 1940 года в заводском санатории под Харьковом.