Пуск выполнялся из надводного положения — запускать ракеты из-под воды тогда еще не умели. Это произошло в 17 часов 32 минуты из акватории Белого моря под руководством создателя советской ракетно-космической техники Сергея Павловича Королева. Пролетев 250 км, ракета Р-11ФМ приземлилась в заданном районе с точностью, соответствующей тактико-техническому заданию.
Впоследствии, до 13 октября 1955 года, с Б-67 было произведено еще семь пусков (один — неудачный, закончился аварийным сбросом ракеты), и на каждом из них лично присутствовал Королев. После испытаний в ракетоносцы были переделаны пять подлодок проекта 611. Эти корабли стали первой морской группировкой системы стратегического вооружения.
ТАСС впервые публикует выдержки из эксклюзивного интервью-воспоминания ответственного сдатчика подлодки Б-67 Иннокентия Степановича Бахтина, предоставленного ПО "Севмаш" (в составе Объединенной судостроительной корпорации). Информационная служба предприятия смогла восстановить аудиозапись, сделанную 30 лет назад.
Внедрение ракетного оружия на подводных лодках — это была идея Сергея Королева, но осуществить ее ему хотелось еще до ареста. В 1937 году он был репрессирован, семь лет просидел на Колыме и, вернувшись оттуда в институт под Москвой, все равно этой идеей был вдохновлен. И осуществил это. А мне было поручено вместе с ним построить эту лодку с первым ракетным вооружением
"Мы владели технологией создания надводных кораблей"
Подводная лодка проекта 611 была переведена в 1953 году по Беломоро-Балтийскому каналу с Ленинградского завода №196 ("Судомех") на завод №402 (так тогда назывался завод "Севмаш" — прим. ТАСС) на достройку и сдачу. Постановление правительства и ЦК КПСС ставило перед судостроительной промышленностью сверхзадачу: переоборудовать этот корабль в проект В611 под ракетный комплекс морского базирования и в 1955 году с борта произвести первый запуск ракеты. Сроки отводились кратчайшие.
В состав правительственной комиссии по строительству первого опытного корабля и ракетного комплекса морского базирования входили Сергей Павлович Королев (председатель комиссии), вице-адмирал Лев Анатольевич Владимирский и главный конструктор подлодки Николай Никитич Исанин.
"В связи с тем, что "Судомех" срывал сроки постройки, я был вынужден пойти в 1-й отдел и лично отправить шифровку в Центральный комитет партии с жалобой на министра Бутому и директора завода о срывах сроков поставки комплектующего оборудования. И после нее дело сдвинулось, правда, были очень большие неприятности у меня с министром после этой шифровки, — вспоминал Бахтин. — Во всяком случае, мы стали получать комплектующее оборудование".
"Завод принял от "Судомеха" только один корпус подводной лодки — без единой арматуры, торпедных аппаратов, дизелей, баллонов… фактически пустой металлический корпус. К тому времени наш завод практически не строил подлодки. Мы владели только технологией создания надводных кораблей. Ведь строительство подлодок — это на целый порядок более сложный, более ответственный и более технически высокий уровень производства", — рассказывал он.
Для решения задачи государственной важности предприятию пришлось преодолеть много технических, производственных и даже кадровых сложностей. Для переоборудования Б-67 специально отобрали работников, которые прошли службу на подлодках в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
"Принципиальная задача заключалась в том, чтобы провести швартовые этой подлодки и, если будет возможность, выйти в море и провести ходовые испытания по общекорабельной программе, — вот эта задача была 1954 года, — вспоминал Бахтин. — Но выйти в море нам не удалось, потому что и народ был неквалифицированный, и трудности строительства — это были очень сложные и затруднительные причины, которые не дали нам возможность выйти в море, но мы все-таки швартовые испытания по проекту 611 провели, хоть и не полностью".
Работы в цехе №50 шли круглосуточно. Особые трудности выпали на долю сварщиков, которые выполняли установку самого ответственного узла прочного корпуса — комингсов (выступающие над палубой стенки ракетных шахт — прим. ТАСС) для монтажа ракетных шахт.
"Мы для этой работы должны были изготовить две ракетные шахты с перспективой в дальнейшем с использованием их для подводного старта. Для того чтобы установить эти шахты в корпус лодки, потребовался ряд специальных инженерных решений. Мы их нашли, — вспоминал ответственный сдатчик. — Причем главная задача заключалась в том, чтобы вварить эти конструкции, не потеряв концентричность тела, равного сопротивления. Ведь это же сигара, где бы вы не секли ее, кругом окружность. Если бы была потеряна концентричность, то лодку бы при погружении просто бы раздавило". И это во многом найденные решения обеспечили высокий темп строительства — в конце августа 1955 года все монтажные работы были завершены.
За две недели провели заводские ходовые испытания. В первую очередь — правильность инженерных расчетов по остойчивости подводной лодки, ведь ошибка в 1–2 см могла привести к аварии — опрокидыванию корабля в самый опасный момент — при всплытии и подготовке к старту ракеты
"Когда мы уходили после проведения швартовых испытаний на контрольный выход на погружение, то нам всем было объявлено: кто не хочет рисковать своей жизнью, может добровольно уйти. Гражданского состава там было допущено всего семь человек под моим руководством", — рассказывал Бахтин.
По классификации НАТО — Zulu. Относились к подклассу больших субмарин, предназначались для действий на океанских коммуникациях.
Длина — 90,5 м, ширина — 7,5 м, осадка — 5,3 м. Подводное водоизмещение — 2400 т. Глубина погружения — 200 м. Скорость — 17 узлов (надводная), 16 узлов (подводная). Вооружение: шесть 533 мм носовых торпедных аппаратов, четыре 533 мм кормовых торпедных аппарата; две пусковые установки ракет Р-11ФМ (на проектах В611 и АВ611). Автономность — 75 суток. Экипаж — 65 человек.
"Сергей Павлович появился, когда мы вваривали шахты в прочном корпусе. Разговор был небольшой, мы приехали в цех №50 с Королевым, прошли по лодке. Был он в районе и этих шахт", — так вспоминал о первой встрече с известным конструктором Бахтин.
По его словам, период строительства Б-67 вызывал огромный интерес со стороны высокопоставленных военных. "Буквально весь Генеральный штаб был на этой лодке. И маршал Малиновский, и все командование. Они все лазили, пересмотрели, — вспоминал Бахтин. — Они все не верили, что эта подводная лодка может произвести такой переворот во всем. Огромный переворот в технике, в строительстве и вообще в подлодках Вооруженных сил страны".
Королев эту идею выносил. Он говорил, что подлодка может скрытно подойти к берегам противника, нанести удар и уйти. Ну, сейчас, конечно, это так маловероятно, но в то время это подкупало. И, во всяком случае, это возымело действие на все эти делегации, которые бывали. Ученые приезжали с Академии наук. Кого только не было, и всех я водил на корабль, рассказывал. Я внутренне был пропитан весь этой идеей и считал это совершенно правильным
В воспоминаниях Бахтин так говорил о Королеве: "Этот человек был немногословен, вечно был чем-то прижат. Я спросил его как-то: "А почему вы так придавлены?" Он же исподлобья смотрел… Он сказал вот что: "Знаете, то, что пришлось пережить там, в Колыме, я никому не желаю". Но он оставлял впечатление огромного уважения. Мы чувствовали, что это ученый огромной величины. И вот по тому отношению, которое было к нему подчиненных его института, это колоссальное уважение, оно проглядывалось и просматривалось буквально во всех отношениях. И он очень требовательный был к ошибкам своих подчиненных, к разгильдяйству…"
"Работа выполнена на отлично!"
11 сентября Б-67 принята в качестве экспериментальной в состав советского флота, а в ночь с 14 на 15 сентября была выполнена первая погрузка ракет Р-11ФМ разработки ОКБ-1 (ныне — ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева). Опыта подобных операций никто не имел — Бахтин как ответственный сдатчик корабля провел ее первым.
"Причем погрузка в то время была обусловлена режимными нормами, ракеты доставлялись с большим комплексом охраны в городе, в ночное время, причем на заводе очищался от всех людей цех №50", — вспоминал он. В 4 часа 30 минут первую ракету погрузили на подводную лодку, и днем Б-67 вышла в Двинскую губу Белого моря.
По воспоминаниям очевидцев, на полигоне в Неноксе поднялся ветер и волнение три балла. Без хода подлодку сносило с курса и раскачивало. Руководитель похода адмирал Владимирский по согласованию с Королевым и Исаниным решил не рисковать и стрелять на ходу. В 17 часов 32 минуты 16 сентября 1955 года на скорости десять узлов был произведен первый в мире пуск баллистической ракеты с борта подводной лодки. "Во время пуска я был в четвертом ракетном отсеке, а Королев — в третьем отсеке", — вспоминал Бахтин. Через несколько минут в 250 км, в тундре, на полигоне Канин Нос раздался взрыв... После чего на лодку пришла телеграмма из Москвы: "Работа выполнена на отлично!"
Это был чрезвычайный случай, и я был счастлив тем, что был строителем первой ракетной подлодки. Она стала полигоном, на котором отработана не только внутризаводская, но и внутриминистерская кооперация. А наш завод со строительства надводных кораблей перешел на создание подводных лодок с атомным двигателем, ракетным военно-морским комплексом. Предприятие (судоверфь "Севмаш" — прим. ТАСС) стало строителем ракетного щита Родины
"Это все было впервые. И при отработке и согласовании всего этого зависело огромное будущее. Потому что если проект не будет осуществлен, то идея Королева будет уничтожена. А он настолько верил в нее, что это — единственная такая возможность использовать ракетное оружие для того, чтобы оно прославило не только наше отечество, а прославило вооруженные силы и дало бы им преимущество по сравнению с другими государствами", — вспоминал Бахтин.
Впоследствии за создание первой в мире ракетной субмарины он был удостоен Ленинской премии в области науки и техники (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 апреля 1959 года), став первым на "Севмаше" обладателем такой высокой награды. Затем Бахтин работал заместителем начальника 3-го отдела, начальником цеха №40, старшим инженером производственно-диспетчерского отдела до ухода на пенсию в 1985 году.
С 1958 по 1960 год Б-67 на заводе в Северодвинске прошла еще одну модернизацию — по проекту ПВ611. После череды аварий 10 сентября 1960 года с ее борта произведен первый в СССР пуск баллистической ракеты Р-21 из подводного положения. Она стартовала с глубины 30 метров при скорости лодки 3,2 узла. Спустя год Б-67 была проклассифицирована в опытную подлодку, затем проходила модернизацию по проекту 611РА. В 1976-м исключена из списков плавсредств ВМФ.
Удачный опыт с Б-67 позволил северодвинскому заводу уже в 1957 году сдать ВМФ четыре серийных подводных корабля с баллистическими ракетами по проекту АВ611, которые составили первый подводный дивизион Северного флота ВМФ. Всего по проекту 611 было построено 13 кораблей. Кроме этого, данный проект использовался как базовый при разработке специализированной крейсерской дизель-электрической ракетной подлодки проекта 629. До конца 1961 года в строй вошли еще 16 таких субмарин. Морской компонент стратегических ядерных сил страны был создан в кратчайшие сроки. И началась эра ракетного вооружения.
Роман Азанов
ТАСС благодарит пресс-службу ПО "Севмаш" за предоставленные архивные материалы