МОСКВА, 25 марта. /ТАСС/. Около 20% опрошенных владельцев салонов красоты в России планируют закрыть свой бизнес в текущем году из-за ситуации с пандемией коронавируса. Об этом свидетельствует совместное исследование Ассоциации предпринимателей индустрии красоты и Партии роста, которое имеется в распоряжении ТАСС.
В опросе, который проходил в марте в десяти регионах страны, участвовали 2 тыс. респондентов, более 60% из них - владельцы единичных салонов полного цикла.
"Несмотря на то, что большинство предпринимателей планируют продолжать деятельность в прежнем режиме, 20% планирует закрытие в 2021 году", - отмечается в материалах исследования. Уточняется, что в минувшем году 20% предпринимателей из отрасли уже закрыли свои салоны. Кроме того, еще 15% опрошенных намерены ликвидировать юридическое лицо и перейти в статус самозанятых.
Среднее падение выручки в отрасли в 2020 году, как показал опрос, составило 40%. При этом более 56% опрошенных предпринимателей потеряли около 30% своих сотрудников за период пандемии, и около 90% отметили высокий риск со стороны самозанятых для своего бизнеса. Он чаще всего заключается в том, что сотрудники уходят из салонов, выбирая новый режим занятости, уводя и постоянных клиентов.
Дополнительная поддержка
Как показал опрос, 72% предпринимателей воспользовались мерами поддержки, но 95% считают эти меры недостаточными.
Большинство предпринимателей (65%) считают, что при дополнительной поддержке они смогут восстановить показатели 2019 года. Респонденты считают самыми эффективными мерами "снижение налоговой нагрузки", что в перспективе одного года-двух лет поможет предприятиям не только восстановиться, но и сформировать определенный запас, почувствовать стабильность, настроится на развитие. Также они просят создать единое нормативное поле для всех участников индустрии. Кроме того, предприниматели выделили необходимость помощи в части компенсации средств индивидуальной защиты и рекламной поддержки на региональных уровнях.
"Без поддержки, без програм, направленных на унификацию требований СанПина ко всем участникам рынка, без помощи, в том числе финансовой в виде налоговых преференций, невозможно будет вытащить рынок и вернуть его к докризисным показателям", - сказала общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей индустрии красоты Нина Литвинова, слова которой приводятся в исследовании.
Она отметила, что "нагрузка на предприятия индустрии красоты продолжает расти", в том числе назвав нагрузку со стороны коммунальных служб. "Дело в том, что тарифы на электроэнергию, на воду, плата за сточные воды приводят к повышению финансовой нагрузки для предприятий, что, в свою очередь, ослабляет ситуацию на рынке, при том, что выручка пока не восстанавливается. Так, например, сумма, которую выплачивают предприятия за кубометры воды канализации, дополнительно умножается на коэффициент 2,5, это приводит к тому, что предприятие платит за водоотведение не один раз, а 3,5 раза", - пояснила она.
Литвинова добавила, что все предприниматели малого бизнеса, а бьюти-рынок, в основном, состоит именно из таких компаний, борются за выживание, очень активно работают с гостями, используют CRM, думают о том, как расширить услуги и сделать их комплексными.
Антикризисные меры
Власти оказывали поддержку малому и среднего бизнесу, в том числе салонам красоты, во время пандемии коронавируса. В частности, им была предоставлена отсрочка арендных и налоговых платежей, за исключением НДС, введен мораторий на банкротство таких компаний, работала программа по выдаче кредитов под 0% на зарплату сотрудникам. Действовала кредитная программа поддержки занятости в пострадавших областях и социально ориентированных некоммерческих организациях со льготной ставкой 2% годовых. В марте 2021 года ее сменила программа кредитования ФОТ 3.0, предполагающая выдачу кредитов под 3% не до конца восстановившимся отраслям.
Дополнительные программы поддержки вводились также региональными властями. Кроме того, с 1 апреля 2020 года для всех субъектов малого и среднего предпринимательства снизили размер страховых взносов с 30% до 15%.