МОСКВА, 14 мая. /ИТАР-ТАСС/. Министерство транспорта РФ будет защищать инвестпроекты по строительству морского порта Тамань в Краснодарском крае и автомобильного моста через реку Лену в Якутске. Об этом заявил министр транспорта РФ Максим Соколов, отвечая на вопросы членов Общественного совета при Минтрансе.
Он подчеркнул, что мост через Лену и новый порт Тамань - "действительно стратегические инициативы для нашей транспортной системы, для всей России".
"Конечно, ситуация меняется. Она может меняться и в геополитическом плане, и в финансовом плане, - отметил министр. - Но сегодня проект моста через Лену прошел многие этапы своего развития, и в апреле этого года завершились конкурсные процедуры. Сейчас с победителем ведутся конкурсные переговоры. Мы, конечно, всегда будем отстаивать интересы развития транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке", - сказал Соколов.
Аналогичные аргументы он высказал и в пользу реализации проекта порта Тамань. "Что касается Тамани, проект сейчас тоже прошел многие этапы своего развития. Этот проект находится на выходе из Главгосэкпертизы с точки зрения оценки проектной документации. Это программный проект, он - во всех документах стратегического и бюджетного планирования, включая закон о бюджете. Поэтому, естественно, точно так же будем защищать реализацию этого проекта, но, возможно, с учетом все-таки перспектив развития транспортной системы, которое, безусловно, будет происходить в ближайшее время с учетом воссоединения Крыма с Россией. Мы готовим позицию Министерства транспорта и будем защищать и этот проект", - заявил министр транспорта РФ.
Смена приоритетов
Как сообщил накануне глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев, правительство РФ намерено отказаться от проектов по созданию порта Тамань и строительству моста через реку Лену, чтобы направить высвободившиеся 112 млрд руб. на более приоритетные проекты, в том числе в Крыму.
"Ресурс, который высвобождается, - 112 млрд руб. Но я воспринимаю это не как однозначный источник для крымских проектов, а просто как дополнительные средства. У нас есть резерв в 243 млрд руб. И плюс эти средства, которые просто составляют резерв, который, с моей точки зрения, может быть направлен как на финансирование проектов в Крыму, так и для каких-то других проектов", - отметил Улюкаев.
Минтранс не поддерживает отказ от проекта строительства крупнейшего в России сухогрузного порта в Тамани, несмотря на предложение перенаправить зарезервированные под проект деньги на инфраструктуру в Крыму, писал ранее ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в министерстве. По его словам, предложения по Тамани с учетом развития крымских портов будут представлены на профильном совещании под руководством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, которое пройдет 2 июня в Новороссийске.
Также "Росморпорт" дал отрицательное заключение на предложение отказаться от строительства порта в Тамани, сказал другой источник ИТАР-ТАСС, близкий к Минтрансу. Росавтодор пока не меняет сроки реализации проекта моста через Лену. По итогам прошедшей накануне встречи руководителя Федерального дорожного агентства Романа Старовойта с представителями победителя конкурса по проекту строительства мостового перехода через реку Лену - ООО "Транспортные концессии (Саха)", было решено продолжить переговоры "в сроки, определенные для проведения переговоров конкурсной документацией, то есть до 22 декабря 2014 года".
Мурманск, Лена и Тамань
Первой после присоединения Крыма к России под вопросом оказалась программа развития Мурманского транспортного узла (МТУ). 1 апреля у вице-премьера Аркадия Дворковича прошло совещание, на котором прозвучало предложение "приостановить исполнение госконтракта" "Ространсмодернизации" (подведомственно Минтрансу) и "Стройгазконсалтинга" (принадлежит Зияду Манасиру и Руслану Байсарову) на строительство и разработку документов по программе развития МТУ.
Объем финансирования должен был быть уменьшен на 31,5 млрд руб., и эти средства могли перенаправить на финансирование транспортных проектов в Азово-Черноморском регионе.
Но за проект вступились губернатор Мурманской области Марина Ковтун и глава "Роснефти" Игорь Сечин (компания планирует стать контролирующим акционером МТУ). И позднее президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос на пленарном заседании 1-го Медиафорума независимых региональных и местных СМИ, заверил, что "никаких сокращений по развитию Мурманского транспортного узла не предусматривается".
Проекты по строительству моста через Лену в Якутии и созданию сухогрузного района порта Тамань в Краснодарском крае находятся в меньшей стадии готовности, чем Мурманский транспортный узел. Но по мосту уже проведен концессионный конкурс, ожидается подписание соглашение, а по порту летом 2013 года Путин подписал поручение о реализации проекта до 2020 года.
Проект мостового перехода через Лену в районе Якутска предполагает строительство автомобильного моста длиной 3,1 км и автодорожных подходов протяженностью более 18 км. Победитель конкурса на строительство и эксплуатацию объекта (консорциум "Транспортные концессии (Саха)" в составе госбанка ВТБ, УСК "Мост" (25% принадлежит группе "Стройтрансгаз" Геннадия Тимченко), "Бамстроймеханизации" и института "Стройпроект") предложил построить мост за 38,9 млрд руб., а также обслуживать его до 2027 года за 16 млрд руб.
Общий объем финансирования по проекту строительства нового порта на полуострове Тамань превышает 228 млрд руб., возведение объектов федеральной собственности планируется из госбюджета. Для обеспечения заявленной пропускной способности на уровне около 90 млн тонн грузов в год государство и "Российские железные дороги" (РЖД) планируют инвестиции в размере около 160 млрд руб. - для строительства железнодорожных подходов к терминалам порта и обход Краснодара. Интерес к проекту проявляли крупные транспортные инвесторы - "Еврохим", "Уралкалий", СУЭК, UCL Holding, "Металлоинвест", ОЗК, Global Ports, "Базэл", "Кузбассразрезуголь", Российский фонд прямых инвестиций и другие. В ближайшие дни проект должен получить одобрение Главгосэкспертизы.
Как ранее говорил Соколов, порт Тамань может стать частью Керченской портовой агломерации.