29 июля 2014, 07:53
Проблемы "Мечела"

"Мечел" не видит иностранных претендентов на покупку железнодорожной ветки к Эльге

РЖД "заинтересованы в успехе Эльгинского проекта, который сделает окупаемыми инвестиции в развитие Восточного полигона в объеме около 500 млрд руб."

МОСКВА, 29 июля. /ИТАР-ТАСС/. ОАО "Мечел" Игоря Зюзина не видит других претендентов, кроме ОАО "Российские железные дороги", на покупку железной дороги к Эльгинскому угольному месторождению в Якутии. Об этом в интервью ИТАР-ТАСС сообщил гендиректор "Мечел-Майнинг" Павел Штарк.

"Необходимо понимать, что сейчас проект содержит в себе риски, связанные с освоением месторождения, и риски, связанные с железной дорогой. Для азиатских инвесторов угольные риски понятны, они могут считать мировой баланс спроса и предложения, прогнозировать цены и понимать, сколько они готовы заплатить. Однако никто из китайских или японских производителей не строил железные дороги в Якутии, поэтому они не могут просчитать риски, связанные с развитием и эксплуатацией ветки Улак - Эльга", - отметил Штарк.

При этом, по его словам, железнодорожные риски отлично понятны ОАО РЖД, и российская железнодорожная монополия "крайне заинтересована в успехе Эльгинского проекта, который сделает окупаемыми инвестиции в развитие Восточного полигона в объеме около 500 млрд руб.".

"Каждый инвестор должен вкладываться в понятный ему актив", - заключил Штарк.

Идея выкупа ветки Улак - Эльга "Российскими железными дорогами" остается актуальной для "Мечела", поскольку эта сделка "сможет радикально изменить ситуацию с долговой нагрузкой" горно-металлургической компании, сказал топ-менеджер "Мечела".

"Необходимо понимать, что в районе Эльги есть не только Эльгинское месторождение. Фактически это новый угольный бассейн, подобный Кузбассу или Донбассу, там есть огромные объемы угля, прогнозные запасы которых превышают 40 млрд тонн", - пояснил Штарк.

По его словам, еще при планировании БАМа "был вариант построить дорогу таким образом, чтобы она проходила через Эльгу и окружающие ее несметные богатства". "Стратегия угольной промышленности РФ подразумевает, что центр российской угледобычи сместится в Восточную Сибирь - именно за счет Эльгинского месторождения и тувинских проектов. Но если ветку Кызыл - Курагино, которая должна открыть угольные запасы Тывы, еще даже не начали строить, то железная дорога к Эльге уже готова", - пояснил он.

В настоящее время разработка Эльгинского месторождения - одного из крупнейших в мире месторождений коксующихся углей (запасы оцениваются в 2,2 млрд тонн по стандартам JORC) - является главным инвестиционным проектом "Мечела". Однако компания с трудом справляется с обслуживанием долга, который достиг $8,3 млрд, и заинтересована в снижении долговой нагрузки. Одним из способов является продажа железнодорожной ветки к угольному месторождению, которую потенциально готовы выкупить РЖД за 70 млрд руб. "Позиция РЖД проста: эта железная дорога для них - профильный актив. Они инвестируют в модернизацию БАМа и Транссиба, а Эльга делает этот восточный участок БАМа окупаемым. Поэтому они заинтересованы, чтобы Эльга работала", - утверждает Штарк.

Впрочем, добавляет топ-менеджер "Мечела", это возможно лишь при докапитализации "Российских железных дорог" или реализации "иной схемы" финансирования, поскольку у самой железнодорожной компании нет таких денег на выкуп актива.