5 мая 2022, 04:15

Эксперты назвали уход McDonald’s трамплином для российского национального фастфуда

В то же время для его развития необходимо внедрять различные меры господдержки, полагает бизнес-омбудсмен в Республике Карелия Елена Гнетова

МОСКВА, 5 мая. /ТАСС/. Приостановка работы в России некоторых западных ресторанных брендов, включая McDonald’s, станет трамплином для создания рынка национального фастфуда. Более того, в последнее время сильно возрос запрос на такие блюда как татарский эчпочмак, башкирский кыстыбый и якутскую оленину, считают опрошенные ТАСС эксперты, региональные бизнес-омбудсмены и предприниматели.

Как ранее говорил президент РФ Владимир Путин, замещение ушедших из России иностранных предприятий общепита отечественными компаниями приведет к повышению качества обслуживания граждан. Он отмечал, что национальные кухни - это часть культуры народов России, их отличительная черта. По его словам, подобный бизнес может быть очень востребованным и благородным делом.

"Вопрос стоит не в замещении McDonald’s или KFC, большинство заведений которых продолжают работать по франшизе, а в появлении национального фастфуда. Сейчас идет такая тенденция, что потребитель откатывается из ресторана в фастфуд. Будь то русская, башкирская, чувашская или другая кухня, важно, чтобы продукт был хороший. Первое: он должен быть востребован и интересен. Второе: он должен быть понятен. Если скажем "кыстыбый с картофелем", не все поймут, что это такое. А чебурек с картофелем из Башкирии - все поймем", - сказал ТАСС президент Союза управляющих ресторанами России, общественный омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса в Москве Сергей Миронов.

Именно качественного фастфуда с высокими потребительскими характеристиками на нашем рынке не хватает, отметил член московского штаба Общероссийского народного фронта, зампред Партии роста Сергей Демин. "К сожалению, само понятие фастфуд в сознании россиянина прочно ассоциируется с пиццей, бургерами и картошкой фри. Считаю, что этот стереотип стоит сломать, тем более за счет одной крупной американской сети доля бургеров в рационе наших граждан существенно убавилась. Рекомендую предпринимателям оценить ассортимент в том числе национальной кухни", - посоветовал он.

Развитию российской сферы быстрого питания, включая приготовление блюд с национальным колоритом, ничто не мешает, убежден управляющий партнер коммунникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко. "Мы производим большую часть продуктов питания самостоятельно, а освоить рецептуру привычных многим блюд вполне возможно без потери качества, к которым привык клиент", - отметил эксперт.

Спрос на национальную кухню

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Елена Гнетова считает, что национальная локальная кухня предполагает "избирательность, вдумчивый выбор меню, красивую подачу блюд, определенный интерьер". В то же время для развития национального фастфуда необходимо внедрять различные меры господдержки, полагает она.

"В качестве поддержки в первую очередь нужно льготное и быстрое предоставление мест с возможностью электроподключения для таких точек питания. Второе, уличный стритфуд регламентируется требованиями СанПиН, поэтому Роспотребнадзор должен разработать унифицированный пакет требований, санитарных правил и норм для таких точек. Такие же простые, понятные и исполнимые правила для стритфуда в части благоустройства должны быть разработаны и местной властью", - отметила Гнетова.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике Александр Рыбаков считает важным поддержку в "льготном приобретении фуд-траков, компенсации части аренды под точки общепита в торговых центрах". "Также важно обучать за государственный счет предпринимателей, персонал, поддерживать упаковку франшиз для их тиражирования в регионы", - уверен он.

Собственник ресторана "Солнце и луна" в Мордовии Ирина Мордовина предлагает вводить гранты, расширять информационную поддержку фастфуда с национальным колоритом. "И, конечно же, административный ресурс: включение уже созданных точек в правительственные, региональные проекты, а также организация посещения таких заведений высокими гостями, широкое ярмарочное движение, гуляния и так далее", - добавила она.

Инициативы в регионах

Бизнес-омбудсмен в Башкирии Флюр Асадуллин полагает, что "привычный всем фастфуд в виде бургеров и картошки фри приелся и потребители готовы платить за более качественный продукт, за разнообразие, в том числе за национальные блюда". "Спрос на национальную кухню больше развит в так называемых национальных республиках, в регионах, где проживают представители отдельных национальностей - башкиры, татары, чеченцы, удмурты. У всех народов есть свои блюда, главное - грамотно их преподнести", - заключил он.

Все в той же Карелии есть очень популярная сеть пекарен "Беккер", которые используют формат нестационарных торговых объектов, размещенных на оживленных улицах города, в спальных районах рядом с остановками общественного транспорта. "Эти кафе стали любимым местом для горожан: здесь можно заказать кофе с карельской калиткой или купить еду навынос", - рассказала региональный омбудсмен Елена Гнетова.

Якутский фастфуд тоже ждет своих региональных предпринимательских инициатив. Например, Ассоциация гостеприимства Республики Саха (Якутия) разработала целую концепцию Арктической кухни, в которой запланирован национальный стритфуд - мясо оленины с национальной эвенкийской лепешкой хатарба и бургеры с олениной. В планах также проведение "Барбекю феста" с темой уличного стритфуда с национальным колоритом, рассказала уполномоченный по защите прав бизнеса в регионе Альбина Кычкина.

В Дагестане хоть и предпочитают трапезничать в кругу родных и друзей, приглашать на застолья гостей, тоже готовы внедрять формат фастфуда. "Более того, местные предприниматели уже делают это, а с учетом роста привлекательности и количества посещающих регион туристов количество таких точек только растет. А вот над продвижением таких точек, подачей блюд предстоит еще работать, перенимать лучшие практики и опыт", - заявил уполномоченный по защите прав предпринимателей в республике Мурад Далгатов.

Первые национальные сети

В регионах уже можно найти не отдельные точки, а целые сети фастфуда с национальной кухней. Среди них, например, сеть уличных ресторанов Aibat Hallyar (в переводе с башкирского - "Дела идут хорошо") в Уфе. С ее основателем Маратом Насхутдиновым на днях пообщался президент РФ. Глава государства пошутил, что ему послышалось, что сеть называется "айпад халява".

Насхутдинов в беседе с ТАСС признался, что после этого диалога в заведения приходит "так много гостей, что в выходные дни работаем на пределе нагрузки, стараясь всех накормить". Кроме того, поступают звонки из разных уголков Башкирии с просьбой о расширении точек.

В Aibat Hallyar, по словам собеседника агентства, подают классический кыстыбый с картофельным пюре. Есть его вариация с пшенной кашей. Еще можно заказать чак-чак, а летом - напиток кумыс, который производится из кобыльего молока.

Основатель татарской халяль-сети быстрого питания "Тюбетей" в Казани Султан Сафин рассказал, что для него фастфуд - не сама еда, а подход к ведению бизнеса. "К национальной кухне можно и нужно применять принципы лучших мировых ресторанов быстрого питания - высокие стандарты качества и клиентского сервиса. Они наши учителя с точки зрения бизнеса, но не с точки зрения кухни. За татарской кухней стоит опыт и знания наших предков, которые мы только начинаем открывать для себя. Кстати, в Америке самыми популярными сетями фастфуда сегодня являются национальные - такие как мексиканские Chipotle", - отметил он.

В ресторанах халяль-сети "Тюбетей" угощают хитами татарской кухни - эчпочмаком, губадией, супом-лапшой, а также осовремененными блюдами, среди которых "кыстыбургер" и татаро-греческий салат. "Наши новые рестораны в Казани уже стали центрами притяжения, а не просто местом, где можно быстро и вкусно поесть. Там есть не только игровая для детей, но также коворкинг, комната для намаза", - поделился Сафин, добавив, что есть намерение "стать федеральной сетью". 

Теги:
Россия