Осенью 2022 года должны начаться тестовые заезды беспилотных грузовых автомобилей на десятикилометровом участке магистрали. Мы собрали подробности — какие машины участвуют в испытаниях и как в целом это будет устроено
Сегодня беспилотные грузовые автомобили в России тестируются либо на полигонах — закрытых площадках, либо в труднодоступных районах Арктики. На дорогах общего пользования их нет. В отличие от легковых беспилотных авто, которые ездят в Москве. Через несколько месяцев ситуация должна измениться — беспилотные грузовики начнут перевозить грузы на магистрали М-11 Москва — Санкт Петербург.
Что это за программа?
"Беспилотные логистические коридоры" — проект в перечне 42 государственных инициатив социально-экономического развития до 2030 года. Главным ответственным за него назначен Минтранс РФ. Также участвуют Минпромторг, Минэкономразвития, МВД, МЧС и около 20 коммерческих компаний: автопроизводители, операторы связи, разработчики беспилотных технологий, логистические и торговые компании и так далее.
По плану развития, осенью 2022 года начнутся тестовые заезды беспилотных грузовиков на М-11 "Нева". С 2024 года поездки на этой трассе будут проходить в штатном, а не в экспериментальном режиме — грузовики смогут перевозить коммерческие заказы. В 2030 году беспилотные перевозки организуют на 19,5 тыс. км федеральных дорог. В частности, на следующих трассах:
- М-11 "Нева", Москва — Санкт-Петербург;
- М-12 — строящаяся автодорога Москва — Нижний Новгород — Казань и ЦКАД;
- Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), которая проходит по территории Подмосковья в 50 км от МКАД в обход крупных населенных пунктов и соединяет основные вылетные магистрали.
Итоговая цель — организовать беспилотные грузоперевозки по всему коридору "Европа — Западный Китай".
Как это будет организовано? Водитель в кабине или нет? Машины поедут по отдельной полосе?
В кабине будет находиться инженер-испытатель. По действующим законам, тестирование беспилотных автомобилей не разрешается без человека с водительскими правами. Так же происходят испытания легковых авто "Яндекса" и "Сберавтотеха" в городах. Водитель находится за рулем на подстраховке, он не участвует в управлении автомобилем в беспилотном режиме, но при необходимости может взять его на себя.
Беспилотные грузовики поедут в общем потоке машин. Не по отдельной полосе.
Перевозить можно будет только грузы (не людей).
На начальном этапе под тестовые заезды используют десятикилометровый участок М-11.
Машины в тестировании не будут заезжать в плотный городской и пригородный поток, а будут передвигаться от хаба до хаба на магистрали. Например, водитель загружает товары в грузовик на городском складе, привозит на хаб в начале участка, где организованы беспилотные перевозки. Далее возможны два сценария.
- Грузовик проходит цифровое техобслуживание. Это тестирование каналов связи, получение разовых ключей шифрования для каждого из них, проверка датчиков и программ для беспилотного режима. После чего водитель покидает кабину. В тестовых заездах его место занимает инженер-испытатель.
- На первом хабе прицеп с обычного грузовика перецепляется к беспилотному грузовику, который едет в беспилотном режиме до второго хаба, там груз опять перецепляется к обычному грузовику.
Какие компании участвуют?
Сейчас есть около 20 российских компаний, заинтересованных в создании беспилотных грузоперевозок.
"Автодор" — оператор магистрали М-11, на которой развернется тестирование.
Автопроизводители "Камаз", "Эвокарго" предоставят свои автомобили для тестирования с автопилотом собственной разработки. "Сберавтотех" и "Старлайн" — сторонние грузовые автомобили с автопилотом их разработки.
Логистические и торговые компании "Почта России", Первая экспедиционная компания, "Глобалтрак", "Озон", X5 Group, "Магнит" протестируют беспилотную доставку грузов.
Операторы связи и IT-компании "Мегафон", "Транстелеком" (ТТК), АО "ГЛОНАСС", "Защитаинфотранс", СМАРТС отвечают за цифровую инфраструктуру дороги — сервисы и системы защиты.
Другие участники тестирования: ассоциация "Цифровой транспорт и логистика" (ЦТЛ), Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), "ВТБ Инфраструктурный холдинг", ВЭБ.РФ.
Предполагается, что участников со временем станет больше. В проект собираются привлечь китайских и индийских производителей грузовых автомобилей и разработчиков технологии.
Сколько планируется потратить на создание инфраструктуры для беспилотных грузоперевозок?
Окончательная сумма не утверждена. Эта цифра будет известна после проведения технического проектирования участка для тестовых заездов.
Весной 2022 года обсуждалась стоимость порядка 12,7 млрд рублей, но, с высокой вероятностью, она изменится. Также ранее обсуждалась следующая модель финансирования: расходы делят между собой Минтранс, Минпромторг, Фонд национального благосостояния (ФНБ) и компании — участники проекта. Впоследствии компании обязаны вернуть выделенные им средства в ФНБ, для них продумывали сроки и условия возврата.
"Сегодня тестирование беспилотных автомобилей, включая грузовые, идет в разных странах совместными усилиями IТ-компаний и автопроизводителей. Отличие российского проекта в том, что государство многое берет на себя. Субсидии для транспортных компаний и разработчиков беспилотников на начальном этапе. Создание инфраструктуры сначала на трассе М-11, а далее, после отработки технических решений, и на основных магистралях. Правовые риски применения технологии на общих дорогах", — говорит Андрей Ионин, главный аналитик ассоциации "Цифровой транспорт и логистика".
Какие машины участвуют в эксперименте?
В "пилоте" участвуют магистральные грузовики "Эвокарго", "Камаз", "Сберавтотех", "Старлайн". Уровень автономности — от четвертого, по данным рабочей группы.
О чем речь? Существует шесть классов автономности автомобиля — от нуля до пяти, по общепринятой классификации SAE International систем помощи водителю. Ноль — ручное управление максимум с системой предупреждения об опасных ситуациях на дороге. Пять — полностью автономный автомобиль, которому не нужен водитель. Беспилотных автомобилей пятого уровня автономности сегодня нет. Зато четвертый понимается максимально широко. Это значит, что машина может ездить без водителя, но в определенных условиях. Под условиями понимаются разные ограничения — закрытый полигон, общая дорога, но только в хорошую погоду, только конкретный участок на общей дороге и так далее. На этапе тестирования производители обычно не заявляют, что их автомобиль относится к какому-либо уровню беспилотности. И в целом классифицировать их не обязаны.
Технические характеристики грузовых автомобилей в тестовых заездах:
- грузовики "Эвокарго": масса — 44 т, грузоподъемность — 21 т, тип двигателя — электрический + H2 водородный источник питания как опция, время быстрой зарядки — четыре часа;
- "Камаз" собирается тестировать гибридный грузовик Kamaz 54907 Continent, оснащенный мотором, работающим и на дизтопливе, и на электричестве;
- грузовики разработчика "Старлайн": масса — 8,5 т, грузоподъемность — 18 т, тип двигателя — дизель. В парке компании два беспилотных грузовика;
- "Сберавтотех" сейчас не предоставляет описание машин.
Зачем нужны беспилотные грузовые перевозки?
Обычно объясняется тем, что это может решить несколько проблем.
Нехватка дальнобойщиков во многих странах. Ежегодно аналитики публикуют отчеты о нехватке водителей большегрузов. По данным отчета консалтинговой компании Transport Intelligence, в 2020 году в Европе не хватало более 400 тыс. водителей грузовиков. Эксперты относят дальнобойщиков к самым дефицитным профессиям.
"Эта проблема стала остро ощущаться примерно десять лет назад. Дефицит водителей на российском логистическом рынке оценивается в 10–20%, на отдельных низкомаржинальных и климатически сложных направлениях — до 30–40%. Перевозчики пытаются решить проблему, переучивая водителей малогабаритных грузовиков и легкового транспорта, нанимая мигрантов без образования. Использование робофур на дальнемагистральных перевозках и, в частности, между Москвой и Петербургом позволит решить эту задачу. Именно поэтому в тестирование включаются многие перевозчики", — говорит Борис Рыбак, председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли (МОЭС).
Экономическая выгода. Экономия на труде водителя, топливе за счет исключения резких ускорений и торможений машины. Ожидается, что использование беспилотных грузовиков будет дешевле на 15% и быстрее.
"Использование беспилотников на М-11 может на час сократить сроки доставки груза между Петербургом и Москвой. Кроме того, автопилот полностью исключает человеческий фактор, что повысит безопасность, а программирование идеальной модели движения с плавным управлением сэкономит примерно литр топлива на 100 км, снизит затраты на техобслуживание и ремонт транспортных средств", — говорит Фарид Мадани, гендиректор ГК "Деловые линии".
Безопасность. В документах проекта указаны ожидания, что беспилотные грузовики будут реже попадать в ДТП и это позволит "снизить показатели по смертности на российских дорогах на 8% к 2030 году".
На каком этапе эта программа?
На этапе согласования "экспериментального правового режима" (ЭПР), который позволит проводить тестирование. Участники рабочей группы передали программу ЭПР в правительство. Параллельно обсуждаются сумма и модель финансирования проекта.
Планируется, что испытания начнутся осенью 2022 года.
В каких странах есть беспилотные грузоперевозки?
Сегодня это существует только в статусе тестирования. Беспилотные грузовики испытываются на общих магистралях в США, в некоторых странах Европы и Азии. Лидеры — разработчики в Штатах. Наиболее заметные компании — Waymo — разработчик Google, Aurora Innovation Inc, TuSimple.
В большинстве испытаний беспилотных грузовиков водитель находится на переднем сиденье в кабине. Но есть и тестовые заезды без участия человека.
В феврале американский разработчик TuSimple сообщил, что его автономные грузовики проехали 550 миль (885 км) по общим дорогам в Аризоне без водителя на подстраховке за рулем. TuSimple испытывает грузовики без водителя на 80-мильном участке с декабря прошлого года. Также в США Walmart вместе с калифорнийским стартапом Gatik тестируют поездки грузовиков без водителя от склада до супермаркета.
Пару лет назад в прессе стали часто звучать мнения о том, что эпоха беспилотного транспорта начнется не с такси или шаттлов, а с грузовиков — это решит проблему нехватки дальнобойщиков, на трассе автопилоту проще, чем в городе, где много препятствий и неожиданных ситуаций. Но, как и в случае с легковыми беспилотными авто, их прогресс зависит от регулирования отрасли — насколько больше позволят им местные законы.
Анастасия Акулова