29 июня 2022, 15:24

Бюджетное правило или управляемый курс. На съезде РСПП обсудили проблему укрепления рубля

Министр экономического развития РФ Максим Решетников. Егор Алеев/ ТАСС, архив
Министр экономического развития РФ Максим Решетников
Укрепление рубля создает риски сокращения производства, заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников

МОСКВА, 29 июня. /ТАСС/. Российские власти рассматривают возможность валютных интервенций для стабилизации курса рубля, заявил в понедельник глава Минфина Антон Силуанов на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). По его словам, на следующей неделе правительство рассмотрит ситуацию, которую укрепление национальной валюты создает для экспортеров.

В Минэкономразвития при этом вместо интервенций, которые придется проводить за счет бюджетных расходов, выступают за возвращение к регулированию, существовавшему до недавнего времени, однако в Банке России предупреждают: курс, созданный такими методами, окажется искусственным, а следствием может стать резкая девальвация национальной валюты.

ТАСС собрал основные заявления, прозвучавшие на съезде.

Бюджетное правило

Укрепление рубля создает риски сокращения производства, предупредил глава Минэкономразвития Максим Решетников: рентабельность многих производств, даже ориентированных на экспорт, уже стала отрицательной, и бизнес ждет от властей "каких-то явных сигналов". "Если такая ситуация продлится еще несколько месяцев, я думаю, многие предприятия могут прийти к мысли не только о сворачивании инвестиционных процессов, но и необходимости корректировки текущих производственных планов и сокращении объемов производства", - сказал министр.

В качестве решения Минфин предлагает восстановление бюджетного правила, предполагающего направление дополнительных доходов от экспорта углеводородов на пополнение Фонда национального благосостояния. В министерстве, как пояснил Силуанов, предполагают "пожертвовать, может быть, частью [бюджетных] расходов", чтобы проводить валютные интервенции.

Его позицию поддерживают в Банке России, где рассматривают этот механизм как "стабилизатор реального эффективного курса", однако, как отметила Эльвира Набиуллина, возникает вопрос, "в чем накапливать, <...> в каких валютах". В Минфине полагают, что можно использовать "валюту дружественных стран", чтобы через кросс-курсы к доллару и евро в итоге влиять на курс рубля.

Решетников, однако, усомнился в том, что предлагаемая Минфином конструкция бюджетного правила поможет решить проблему слишком крепкого рубля: "Избыток валюты, к сожалению, на рынке такой, что мы не сможем настолько сократить бюджетные расходы в условиях, когда у нас повышенная потребность в деньгах, с тем чтобы стабилизировать <...> курс".

Управление курсом

В качестве альтернативы бюджетному правилу в Минэкономразвития предложили вернуться к валютному регулированию, существовавшему до последних западных санкций. "Я боюсь, что при действующей модели у нас реального решения вопроса не будет, - пояснил Решетников. - У нас будет плавающий курс, мы будем пытаться как-то из бюджета сократить расходы, "откупить" доллары. В результате это все приведет к еще большему сжатию экономики, и та самая дефляционная спираль, признаки которой мы уже видим, раскрутится еще дальше".

Ему возразила глава ЦБ: во-первых, по ее мнению, никакой дефляционной спирали в стране нет, происходящее - это "во многом коррекция после резкого взлета цен, который произошел <...> в конце февраля - начале марта", а во-вторых, именно плавающий курс позволяет экономике адаптироваться, и попытки вернуть "тот курс, который был при старых условиях", сделают его искусственным.

"Когда мы начинаем управлять курсом, резко снижается независимость, самостоятельность денежно-кредитной политики", - подчеркнула Набиуллина.

Валютные ограничения

Силуанов призвал к дальнейшей отмене валютных ограничений, которые и без того серьезно смягчились по сравнению с первыми неделями после начала военной операции на Украине: "Мы практически полностью либерализовали валютное законодательство. Если у вас есть какие-то предложения по дальнейшей либерализации, давайте их рассматривать".

Правительственная комиссия поддержала предложение ЦБ относительно либерализации правил по валютной выручке, заявил глава Минфина, но не привел подробностей (при этом министерство хочет разрешить экспортерам получать выручку от нерезидентов наличными). Ранее было отменено требование к экспортерам продавать 50% валютной выручки, также они получили право зачислять эти средства на зарубежные счета.

Российские компании могут получить возможность досрочно погашать валютные долги, прежде всего по кредитам. По словам Решетникова, бизнесу необходимо право досрочно выкупать свои обязательства: "Понятно, что с еврооблигациями и [другими] облигациями это сложно сделать, учитывая ограничения инфраструктуры, а с коммерческими долгами вполне можно".

Центральный банк готов значительно поднять лимит на переводы физических лиц за рубеж, который сейчас составляет $150 тыс. в месяц. "Мы даже думали отменить этот лимит, но для этого необходимо менять законодательство", - отметила Набиуллина.