Что происходит с проектом "Восток ойл"
"Роснефть" подтверждает, что первая нефть с Пайяхского и Иччеминского месторождений попадет на рынок в 2024 году
ПАЙЯХСКОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ /Красноярский край/, 26 июля. /ТАСС/. Два года назад "Роснефть" начала реализацию проекта "Восток ойл" на Таймыре, предполагающего добычу нефти на месторождениях Красноярского края и ЯНАО, ее перекачку по почти 800-километровому трубопроводу на север, к терминалу на Енисейском заливе, а затем - поставку танкерами по Северному морскому пути. Проектом с ресурсной базой в 6,2 млрд тонн нефти интересовались индийские компании, а год назад сама "Роснефть" говорила, что обсуждает вхождение в него международных нефтегазовых корпораций.
Однако этим летом "Ноев ковчег мировой экономики", как называл "Восток ойл" глава "Роснефти" Игорь Сечин, столкнулся с новыми экономическими реалиями. Тем не менее, на планы и сроки реализации проекта это не повлияло, утверждает "Роснефть".
ТАСС разобрался в том, что происходит с проектом в настоящее время на фоне санкций и смены участников.
Стройка на Таймыре
Чтобы добраться из Москвы до объектов "Восток ойла", нужно шесть часов лететь на самолете до Красноярска, там пересесть на борт до Игарки (два часа), а затем еще два часа лететь на вертолете до бухты "Север". Лето на Таймыре короткое и очень ветреное, а температура может как резко увеличиться на несколько дней до плюс 30 градусов, так и опуститься до 4 градусов. Зимой минус 40 и метели по несколько недель - это норма, а иногда температура может опуститься и до экстремальных 60 градусов мороза. Солнца почти нет: пара сумеречных часов днем - и вновь полярная ночь.
На бухте "Север" строятся причалы, с которых поступающую по новому трубопроводу с месторождений нефть с 2024 года планируется отгружать на танкеры ледового класса Arc7 и отправлять по Севморпути. Терминал должен заработать в 2024 году, на первом этапе по нему сможет отгружаться до 30 млн тонн нефти в год, а к 2030 году "Роснефть" обещает нарастить объем до 100 млн тонн. Россия в прошлом году добыла 524 млн тонн нефти и газового конденсата.
"Сюда завозится абсолютно все: материалы, грузы, трубы, техника, даже питьевая вода", - поясняет заместитель генерального директора по капитальному строительству "РН-Ванкор" Василий Быков. По его словам, завезти все сразу и хранить компания считает нецелесообразным, поэтому сроки поставок синхронизированы с графиком строительства объектов.
Грузы доставляют морским транспортом по Севморпути (10 законтрактованных судов и около сотни барж), что-то частично завозится авиатранспортом или по "зимникам". Всего этим летом компания намерена привезти на Таймыр полмиллиона тонн различных грузов: труб, спецтехники, домов-вагонов, материалов и оборудования.
Добыть и перенаправить
В прошлом году "Роснефть" сообщила, что начинает строительство объектов собственной трубопроводной системы проекта "Восток ойл". Нефтепровод протяженностью 770 км и диаметром 800 мм соединит месторождения Ванкорского и Пайяхского кластеров с бухтой "Север". Прокладывают трубу зимой, когда тундра замерзает и можно выполнять строительные работы, а в настоящее время завозят и готовят материалы и площадки: всего в строительстве заняты около 2 тыс. человек и 1 тыс. единиц спецтехники.
В этом году "Роснефть" хочет завершить проектирование и инженерные изыскания по подземному переходу трубопровода через реку Енисей протяженностью около 7 км, говорит Быков. По его словам, строить переход будут по принципу метро - тоннельным способом на глубине до 70 м.
В настоящее время "Роснефть" добывает нефть на месторождениях Ванкорского кластера (Ванкорское, Лодочное, Сузунское и Тагульское), она идет в систему "Транснефти", где смешивается нефть разных компаний.
После завершения строительства трубопровода компания намерена прекратить поставки в общую трубу и перенаправить свои потоки на север по собственному маршруту.
Нефть "Восток ойла" - легкая и премиальная, с крайне низким содержанием серы (от 0,01% до 0,1%) и низкой плотностью, говорили в "Роснефти". Какое название получит новая смесь, пока неизвестно.
Сотрудники "РН-Ванкора" отмечают, что при запуске Ванкора в 2009 году были использованы передовые на тот момент технологии, "обкатывались" решения, которые будут применяться на проекте. Скважины здесь "укрыты" "домиками" от полярных морозов, а управление ими полностью автоматизировано. Добыча на Ванкоре в настоящее время снижается после "полки" и составляет 26,8 тыс. тонн нефти и 7,2 млн. куб. м. попутного газа в сутки.
Ванкор - это целый город со своими общежитиями, столовыми, тренажерным залом и собственной электростанцией, работающей на попутном нефтяном газе.
Всего проект "Восток ойл" потребляет столько же электричества, сколько нужно городу с полумиллионным населением. На проекте планируется построить еще 9-12 газовых станций, одну из которых запустить в этом декабре. Также на Таймыре через два года может появиться ветропарк.
Сроки сохраняются
"Роснефть" ведет разведку на "Восток ойле" и подтверждает, что первая нефть с двух месторождений проекта попадет на рынок в 2024 году. "В ближайшей перспективе планируется ввести в промышленную разработку два первых месторождения - это Пайяхское и Иччеминское месторождения. Запуск этих месторождений ожидается у нас по плану в 2024 году", - сказал гендиректор проекта Владимир Чернов.
Пока компания начала эксплуатационное бурение только на Западно-Иркинском лицензионном участке Пайяхского месторождения. Новые скважины для "Роснефти" бурит специальный "арктический" вариант 52-метровой буровой уральского производства: вся ее вышка закрыта, что позволяет работать в обычные для Таймыра минус 40 и при ветре в 20 м/с. Вахтовики живут здесь же - на площадку как раз подвезли новые дома-вагоны, иногда они ходят в гости на соседнюю буровую. Метрах в 500 от буровой - уже пробуренная разведочная скважина.
Всего на Пайяхе планируется пробурить около 300 скважин, в целом на проекте - около 13 тыс. скважин. Также компания намерена продолжать геологоразведку, пробурив до 45 разведочных скважин до 2030 года. В июне глава "Роснефти" Игорь Сечин говорил, что компания в ходе геологоразведочных работ на левом берегу Енисея (именно там находится Иччеминское месторождение) получила нефть при испытании двух разведочных скважин и ждет прироста запасов около 100 млн тонн.
При этом западные санкции и смена партнеров не повлияли на сроки и планы по проекту, заявляет Чернов. По его словам, компания изначально ориентировалась на отечественное оборудование и материалы - на них приходится 98%, заранее заключала контракты и закупала все необходимое.
"На текущий момент изменение экономической ситуации на проект "Восток ойл" никак не повлияло - у нас из-за введения санкций и смены партнеров нет отказов от поставок или срывов поставок. Мы никаких трудностей не ощутили, нет срывов производственной программы, - говорит он. - Мы не видим (изменений планов - прим. ТАСС). У нас формируется бизнес-план на ближайшую пятилетку, он кардинальных изменений не претерпел".
"Роснефть" заявляла, что в 2024 году с проекта может отгружаться до 30 млн тонн нефти, в 2027 году - до 50 млн тонн, а в 2030 году - до 100 млн тонн.