5 декабря включились очередные санкции против России — запрет на покупку отечественной нефти, перевозимой морским путем. Одновременно страны ЕС, "Большой семерки" и Австралия объявили об установке потолка цен на нее. Долгое время согласия в товарищах о высоте этого потолка не было. В итоге его установили на уровне $60 за баррель — минимальной цене, которую ожидали аналитики.
Как введение потолка и запуск эмбарго отразятся на всех участниках процесса и что будет дальше — в материале ТАСС.
В начале октября был принят очередной (восьмой) пакет антироссийских санкций, где одной из мер было заявлено установление некой "предельной цены" на российскую нефть, по которой другие страны могут ее покупать, что называется, безболезненно. Если же они приобретают ее по цене, превышающей потолок, то рискуют столкнуться с проблемами: европейские компании не станут финансировать такие сделки, компании-перевозчики откажутся предоставлять свои суда для транспортировки, а если у покупателя имеются собственные танкеры, страховые компании не будут их страховать.
Ценовой потолок стал дополнением к шестому (июньскому) пакету, вводящему эмбарго на покупку нефти у РФ. Эмбарго начинает действовать с 5 декабря, а на нефтепродукты — 5 февраля, но уже 2023 года. К 5 декабря страны "Большой семерки" приурочили и введение потолка.
Решение об уровне потолка вырабатывалось трудно. Рыночные эксперты полагали, что потолок может оказаться и выше — до $70 за баррель. В этом были заинтересованы морские страны, под чьими флагами ходят транспортные компании: Греция, Мальта, Кипр. Более того, изначально они выступали против потолка. Зато принципиально с другой позицией выступала Польша, требующая потолка на уровне $30. Однако неадекватность этой позиции была понятна всем в Евросоюзе. Подобным образом Польша пыталась выторговать себе дополнительные преференции относительно ее собственных портов, в частности в Гданьске, поясняют эксперты.
Потолок эмбарго не помеха
Эмбарго наложено только на нефть, которую возят морем, а не гонят через трубопроводы. А потолок предлагалось сделать для всех вариантов покупки русского черного золота. Недаром министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто заявил на совещании министров энергетики стран Евросоюза в Брюсселе, что Будапешт против введения потолка цен на российские нефть и газ, поставляемые по трубопроводам, и "будет за свою позицию биться". В итоге трубопроводную нефть пока оставили в покое. Однако в то же время начались разговоры о разработке (и как можно скорейшем принятии) девятого пакета санкций. Что в него войдет, пока неизвестно, эксперты не исключают, что там окажутся и российские трубы, гонящие нефть в Европу.
Помимо этого, эмбарго на покупку нефти распространяется только на США, Японию и Еврозону, причем не на всю. В частности, Болгария и Хорватия как наиболее зависимые от российских углеводородов представители ЕС получили отсрочку: София сможет покупать и получать нефть морским путем до конца 2024 года, а Загреб — до конца 2023 года закупать газовое масло.
Как отреагировала Россия?
Конкретных действий пока озвучено не было, но еще в октябре президент России Владимир Путин заявил, что Россия "не будет за свой счет оплачивать чужое благополучие" и поставлять нефть в страны, которые введут потолок. Эту же мысль неоднократно озвучивал и вице-премьер Александр Новак. По его словам, Россия в этом случае переориентирует поставки на "рыночно-ориентированных партнеров" или даже сократит добычу. Позицию правительства он подтвердил и сейчас, заявив, что кабмин подготовит механизм, запрещающий торговлю на условии ценового потолка на нефть. "В своей практике мы не собираемся применять инструменты, связанные с price cap (ценовой потолок — прим. ТАСС). Сейчас мы прорабатываем механизмы запрета на применение инструмента price cap, независимо от того, какой уровень будет установлен", — сказал Новак.
Тем временем в иностранных СМИ появилась информация, что на рынке заметно вырос спрос на подержанные танкеры. Такой вывод делается на основе данных о продаже танкеров из Дубая, Сингапура, Кипра и Гонконга в течение последнего полугодия. Впрочем, никаких доказательств, что покупателем этих судов выступает Россия, не имеется.
"Ограничение цены устанавливается для европейских компаний, чтобы они не имели права возить российскую нефть в другие страны, если она куплена по более высокой цене. Потому что пока большинство перевозок нашей нефти проводят именно компании, зарегистрированные в Еврозоне, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. — И мы только-только начинаем уходить от этой зависимости".
Примерно так же обстоят дела и в области страхования. Страхование международных морских перевозок практически целиком оформляется британскими компаниями, которые уже заявили об ограничении работы по сделкам, связанным с российским экспортом. "У нас пока нет однозначных ответов на вопросы. Официально объявлено, что мы не будем поставлять в страны, согласившиеся с установлением потолка. Но, например, есть Болгария, которая входит в ЕС и, значит, голосует за потолок, но при этом получает отсрочку. Как будет решаться вопрос с ней?" — рассуждает Станислав Митрахович.
Поход в обход
Все принимаемые меры призваны отбить у мировых игроков охоту приобретать российскую нефть вместо более дорогой английской или американской и одновременно ограничить поступления нефтяной выручки в российскую казну.
И тем не менее обойти установленный потолок можно. Причем не одним способом. Более того, несколько схем уже прорабатываются, помимо "тайного русского флота". Минфин США вывел из-под санкций и разрешил операции, связанные с поставками российской нефти не только в Болгарию и Хорватию, но и в "ряд не имеющих выхода к морю стран ЕС". В документе они не конкретизированы, но к таковым относятся целых пять членов Евросоюза: Австрия, Венгрия, Люксембург, Словакия и Чехия. Кроме того, Япония сможет продолжать (до конца сентября 2023 года) ввозить нефть, добытую в рамках проекта "Сахалин-2". Это вызвало бурную радость в правительстве Японии, хотя остается непонятным, согласится ли Россия поставлять эту нефть, равно как и другим "исключительным" странам.
Кроме того, США заявили, что под потолок не будет попадать российская нефть, которую успеют хотя бы залить в танкеры до 5 декабря. На доставку и разгрузку такого судна дается время до 19 января.
Наконец, потолок устанавливается на "чистую покупку", то есть на стоимость самой нефти. Сопутствующие расходы (на фрахт танкеров, их регистрацию, страхование ответственности участников сделки, таможенные процедуры и пр.) оплачиваются отдельно. При условии, что они выставлены по "коммерчески обоснованным тарифам".
Более того, если российская нефть "прошла таможенную очистку в юрисдикции, отличной от РФ", то дальше ее можно продавать по любым ценам, невзирая на потолок.
О том, сколько будет из "потолочного" правила исключений, пока не знает никто — правила игры до конца не сформулированы. Например, США заявили, что не будут вводить ограничения для Индии, даже если она будет покупать в России нефть выше потолка. Правда, в этом случае и страховать зафрахтованные суда западные страховщики не будут.
Впрочем, эксперты сомневаются, что введенный потолок остановит покупателей. Россия сможет предоставлять собственные (пусть и ходящие под чужими флагами) танкеры, а страховать их (а заодно груз и ответственность владельца) будет отечественная структура, "дочка" Центрального банка РФ — Российская национальная перестраховочная компания (РНПК). "Потолок касается услуг транспортировки и страхования. При этом с проблемами в страховании мы столкнулись еще в начале года и за это время смогли выстроить альтернативные механизмы и даже обкатать их", — рассказывает заведующий отделом исследований энергетических рынков РФ РАН Вячеслав Кулагин. По его словам, проблемы в отладке инструмента пока еще существуют, но возникающие вопросы решаемы, и работа по их устранению ведется. "Более того, наши судоходные компании уже перешли на эти механизмы, на протяжении нескольких месяцев поставки ведутся с их помощью, и все работает", — добавляет эксперт
Об отношении восточной части мира к западным антироссийским санкциям наглядно говорит следующий факт: в апреле — сентябре нынешнего года Россия вошла в пятерку крупнейших торговых партнеров Индии, поднявшись за год с 25-го места. Столь резвый скачок произошел благодаря увеличению импорта российской нефти. Китай отреагировал более обтекаемо — официальный представитель МИД КНР Мао Нин заявила, что "международное сообщество должно обеспечить стабильные поставки энергоносителей на фоне введения потолка цен на российскую нефть".
Более того, нефть продолжают покупать не только дружественные или нейтральные к России страны, но и, например, британцы, несмотря на громкие слова об эмбарго. Так, The Sunday Times сообщала, что королевство продолжает закупки российской нефти (несмотря на утверждения об эмбарго). Издание указало, что с начала весны в британские порты прибыло 39 танкеров с нефтью на $238 млн, однако эта нефть формально не считалась российской. После вывоза из России ее перегружали на суда Евросоюза и ввозили уже как "европейскую".
Какой потолок устроит Россию?
Российская нефть марки Urals в октябре — ноябре торговалась с дисконтом в 20–25% к марке Brent, цена на которую считается точкой отсчета для всех остальных сортов, имеющихся на открытом рынке. Brent до середины ноября торговалась в районе $90–95 за баррель, затем ее котировки припали к $80–81, а в декабре вернулись к прежнему диапазону около $90. По словам экспертов, новости относительно ввода потолка цен не впечатлили рынок. Станислав Митрахович связывает ноябрьскую волатильность не с разговорами о потолке, а к спекуляциям вокруг ОПЕК+ и Саудовской Аравии. В конце ноября по новостным агентствам прокатилась информация, что ОПЕК планирует наращивать добычу. Правда, всего через три часа в тот же день министр энергетики СА принц Абдель Азиз бен Сальман заявил, что никаких планов увеличения добычи нет. Сразу после этих слов падение цены прекратилось. Цена за Brent $85–90 для Urals означает цену в $63–68. То есть выше потолка.
Станислав Митрахович напоминает, что исходя из цены в $60 сверстан и нынешний российский бюджет, поэтому теоретически все, что выше $60, можно считать приемлемым. "Однако совершенно очевидно, что Россию никакой уровень потолка устроить не может. Потому что этот механизм собираются использовать на регулярной основе, постоянно удерживая цену для России ниже рыночной. Если сегодня $60 мы посчитаем приемлемым, то уже через несколько недель увидим потолок в $50", — говорит, в свою очередь, Вячеслав Кулагин. Действительно, как сообщается, Еврокомиссия предусматривает механизм пересмотра цены таким образом, чтобы "быть минимум на 5% ниже той, по которой РФ ее экспортирует".
Вызов брошен
Потолок цены, который пытаются установить, будет определяться не в виде дисконта к сорту Brent (как предполагалось сначала), а как фиксированное число, которое время от времени будут пересматривать. Правда, сначала предполагалось, что корректировать его будут ежеквартально или даже еще реже — раз в полгода. На днях же из Минфина США пришли новости о том, что они "были бы открыты к тому, чтобы возвращаться к этому вопросу дважды в месяц". Заявил это один из заместителей министра финансов, поэтому непонятно, насколько его слова имеют вес. Зато появилась информация, что Еврокомиссия 1 декабря представила новый текст соглашения по введению ценового ограничения, в котором заключившие его стороны обязуются пересматривать с января ценовой порог каждые два месяца.
Однако, независимо от того, какая периодичность в итоге будет выбрана, можно не сомневаться — если потребуется принять экстренные меры, Минфин США проведет и внеочередное заседание по этому поводу.
"Механизм достаточно тревожный, причем не только для России, но и для всего ОПЕК и ОПЕК+. Потому что таким образом страны-потребители фактически пытаются установить приемлемый для них уровень цен. Это вызов для всего рынка и вмешательство в правила мировой торговли. ОПЕК есть над чем подумать в качестве ответных мер.
Что касается нас, то понятно, что ни в какие игры с механизмом играть нельзя. Надо четко говорить, что продаем по ценам рыночным", — резюмирует Вячеслав Кулагин. В свою очередь, обозреватель интернет-портала Oilprice Ирина Слав высказала мнение, что введение потолка цен на российскую нефть даже может увеличить экспортные доходы РФ. По ее словам, это может спровоцировать рост цен на нефть других производителей, вызовет цепную реакцию и увеличит стоимость российского сырья, переправляемого не поддержавшим ограничения покупателям.
Евгений Мазин