23 ДЕК, 16:00

Экономические итоги 2022 года: Европа проводила Россию на Восток

2022 год стал проверкой на прочность нашей страны сразу по многим направлениям. Не стала исключением и экономика. Несмотря на то что уже не один год Россия живет под санкциями Запада, именно в 2022 году давление на отечественную финансовую и промышленную системы достигло беспрецедентных масштабов. Однако в конце года можно уже сказать, что разрушить российскую экономику у недружественных государств не получилось. 

Разочаровались ли россияне в долларе, куда теперь течет газ, который раньше обогревал Европу, какие бренды ушли из России и пришел ли кто-то им на замену — об этих и других наиболее заметных событиях и тенденциях уходящего года в сфере экономики и финансов читайте в материале ТАСС. 

Финансы: нихао, юань!

Первым на начало СВО отреагировал рубль. По давно сложившейся традиции в любой критической ситуации перекладывать имеющиеся рубли в доллары (и евро) россияне бросились скупать иностранную валюту. Банки и компании, ориентированные на валютную выручку, также стали придерживать ее, а биржевые спекулянты — играть на понижение рубля. 

Реакция государства последовала быстро. Уже 28 февраля финансовыми властями было введено требование обязательной продажи 80% поступающей валютной выручки. Этим инструментом не пользовались 15 лет, с 2006 года, когда отменили обязанность экспортеров продавать 10% поступающей валюты. Обязательная продажа валютной выручки нужна была для того, чтобы выравнять баланс между спросом и предложением, резко нарушенный в конце февраля, и ослабить давление на рубль. 

Одновременно была купирована проблема вывоза из страны наличной иностранной валюты. С 2 марта максимальная сумма для вывоза составляет $10 тыс., или эквивалента этой суммы в другой иностранной валюте. Кроме того, банкам на некоторое время было запрещено продавать наличную валюту гражданам, а когда запрет был снят — осталось ограничение: продавать можно только валюту, которая стала поступать в банк после 9 апреля.

Предпринятые государством меры подействовали, хотя и не сразу. Еще две недели рубль стремительно дешевел, и к 12 марта доллар и евро достигли максимумов: 120,37 рубля за один американский дензнак и 132,95 рубля за европейский по официальному курсу ЦБ. После этого рубль начал не менее бодро отыгрывать утраченные позиции. Уже в начале апреля он вернулся на прежние позиции, в начале июля доллар стоил всего 51 рубль, а евро чуть меньше 54 рублей. Чрезмерное укрепление рубля стало вызывать беспокойство уже компаний-импортеров. В итоге еще 9 июня обязательная продажа валютной выручки была отменена. Кроме того, послабления коснулись и безналичных переводов за границу. В марте такие переводы физических лиц ограничили суммой в $5 тыс., а нерезидентам из стран, наложивших санкции, и вовсе запретили уводить деньги на зарубежные счета. К осени граждане России из дружественных стран получили возможность переводить в течение месяца на любые счета в зарубежных банках уже до $1 млн (но по системам денежных переводов — не более $10 тыс.). Кроме того, физлицам-нерезидентам, работающим в России, разрешили переводить за рубеж заработную плату. Это распространяется на любых иностранцев, в том числе и из недружественных стран. 

В итоге за прошедший год россияне заметно пересмотрели свои валютные предпочтения. По данным ЦБ РФ, приведенным в "Обзоре финансовой стабильности", с начала 2022 года на биржевом и внебиржевом рынках физические лица приобрели китайских юаней на сумму почти в 140 млрд рублей. Правда, доллар и евро также пользовались спросом: их было куплено больше чем на 230 млрд рублей. Но, как отмечается в обзоре, спрос на них колебался в разные периоды года, а в некоторые месяцы продажа даже превосходила покупку. Зато покупки юаней физическими лицами "имели постоянную тенденцию". 

Впрочем, юань пока остается единственной валютой, сумевшей в глазах россиян стать альтернативой более привычным иностранным дензнакам. Спрос на остальные валюты, в том числе ближайших соседей, носил  кратковременный характер и был четко привязан к конкретным эпизодам поведения части наших сограждан.

Инвестиции: блеск вечных ценностей

Укрепление рубля по отношению к доллару и евро, а также неопределенные перспективы ценных бумаг целого ряда как отечественных, так и иностранных компаний быстро привели граждан к альтернативным видам инвестиций — в драгоценные металлы и инвестиционные монеты. В свою очередь, государство и само стимулировало спрос на эти инструменты, упростив проведение по ним операций купли-продажи.

Так, уже в марте был отменен 20-процентный НДС для граждан, которые покупали "физическое" золото и забирали слитки из банка-продавца. Напомним, что раньше этот налог добавлялся к цене слитка, а в случае обратной продажи его банку покупателю не возвращался. В середине марта банки получили возможность продавать физлицам драгоценные слитки за иностранную валюту.

А в середине июля была отменена (правда, пока только на 2022–2023 годы) уплата НДФЛ в размере 13%, который должны были уплачивать граждане при продаже слитков (если их стоимость была выше стоимости покупки). В результате спрос на драгметаллы и монеты вырос в несколько раз. Если в 2021 году соотечественники приобрели 6 т золота, то к концу ноября нынешнего года — уже 30 т. А замминистра финансов Алексей Моисеев озвучил прогноз, что по итогам года эта цифра вырастет до 40 т. Учитывая, что во втором полугодии российские заводы смогли увеличить поставку на рынок слитков малых номиналов (от 1 до 20 г), а именно на них приходится половина спроса, несколько тонн до конца года (в том числе в качестве подарков) россияне наверняка купят.

Тем более что 15 декабря Госдумой во втором и третьем чтениях был принят закон, освобождающий от уплаты НДС при продаже слитков еще и аффинажные заводы (предприятия, на которых ведется очистка драгоценных металлов от примесей), а также Гознак. Это еще увеличит возможности как продавцов, так и покупателей, но эффект от нововведения будет виден не раньше следующего года.

Энергетика: как Европа почти осталась без российского газа

Наиболее актуальным на протяжении всего года оставался нефтегазовый вопрос. После начала СВО первым пострадал газопровод "Северный поток — 2", судьба которого и до этого была в подвешенном состоянии. Вопрос о его сертификации немецким федеральным сетевым агентством еще в 2021 году был отложен минимум на второе полугодие 2022 года, а в конце февраля и вовсе был снят с повестки. 

В ответ на давление Россия объявила, что расчеты за газ теперь будут происходить в рублях. 31 марта Владимир Путин подписал соответствующий указ. По новой схеме уже с 1 апреля компании, представляющие энергетическую отрасль своих стран, должны были озаботиться открытием в Газпромбанке новых валютных и рублевых счетов. По новым правилам иностранцы переводят евро за купленный газ в Газпромбанк на счет "Газпрома", банк (от имени холдинга) продает валюту на внутреннем российском рынке, зачисляет полученные рубли на счета у себя, и уже после этого газ считается оплаченным. Таким образом, с одной стороны, в страну продолжает поступать валюта, поддерживая рыночное предложение, а с другой — эти средства не могут быть заморожены на счетах в зарубежных банках. 

Российский ответный ход вызвал истерику в Европе и у стран "Большой семерки", коллективный Запад вводил санкции на российские банки и техническое оборудование, замораживал валютные счета и зарубежное имущество отечественных компаний. Бывший посол США в России Майкл Макфол договорился до мысли, что Россия должна продолжать поставлять энергоресурсы за границу, а вот оплачивать эти поставки покупатели не должны, пока не прекратиться СВО. 

Однако в итоге страны-потребители приняли новую реальность и большинство согласилось работать по российской схеме. О своем решении продолжить покупать российский газ заявляли энергетические компании из Австрии, Германии, Франции, Венгрии, Италии, Словакии и Северной Македонии. Впрочем, часть государств все-таки отказалась от предложения: Нидерланды, Финляндия, Дания, Великобритания, а также бывшие советские республики из Прибалтики: Литва, Латвия и Эстония. С тех пор российский газ им не поставляется. 

Впрочем, было очевидно, что Европа продолжит политику постепенного отказа от "российской энергозависимости". Очередным раундом в этом противостоянии стала история с турбинами для трубопровода "Северный поток". В начале года  газовая турбина марки Siemens для компрессорной станции "Портовая" была направлена на плановый ремонт в Канаду. Вернуть ее должны были в мае, но вместо этого канадские власти объявили турбину товаром двойного назначения и отказались возвращать, ссылаясь на введенные против "Газпрома" санкции. "Газпром" отреагировал на демарш снижением объемов прокачиваемого газа через "Северный поток" до 20% от нормы. В середине июля, после долгих переговоров с ФРГ, Канада решила передать турбину ее владельцу, компании Siemens, чтобы та потом вернула ее в Россию. Однако теперь уже "Газпром" отказался принимать агрегат, из-за того, что не были предоставлены необходимые документы о проведенном ремонте. Холдинг также потребовал гарантий, что другие турбины, тоже нуждающиеся в профилактике, не подпадут под санкции. Гарантий никто не предоставил, турбина осталась в Германии. 

А в ночь на 26 сентября оба "Северных потока" были взорваны, после чего прокачка российского газа через "СП-1" также остановилась.  Катастрофа произошла в территориальных водах Дании, и причины взрывов до сих пор не озвучены. Российские специалисты к расследованию не привлекаются, а без их участия любые выводы о произошедшем Москвой приниматься не будут.

Тем временем Центральная Европа переключилась на закупку газа из Норвегии и сжиженного газа (СПГ) из США, а Россия активнее начала еще более плотно взаимодействовать с Китаем. В сентябре было объявлено о том, что вот-вот будут достигнуты окончательные договоренности о строительстве газопровода "Сила Сибири — 2", через Монголию в Китай. А в декабре "Газпром" несколько раз объявлял о превышении запланированных поставок по "Силе Сибири — 1". И тем не менее с начала года, по предварительным данным, "Газпром" снизил добычу газа на 19,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 394,1 млрд куб. м. Экспорт газа в страны дальнего зарубежья упал на 45,1%, до 97,8 млрд куб. м. Из всех российских трубопроводов, которые питали газом Европу, сейчас в полной мере функционирует только "Турецкий поток". А также частично задействована ГТС, которая тянется через Украину. Но объемы прокачки по ней уже много месяцев находятся на минимальных уровнях. 

Заменить выпавшие объемы поставок трубопроводного газа Россия сможет, только когда обе "Силы Сибири" заработают на полную мощность (38 млрд и 50 млрд куб. м соответственно). Но даже при условии, что нитка через Монголию будет проложена по графику (или даже с некоторым опережением), произойдет это только к 2030 году.  

Потребительский сектор: метаморфозы брендов

2022 год ознаменовался уходом из России большого числа брендов из самых разных областей: от товаров для новорожденных до строительной техники. Громко хлопнули дверью IKEA, Coca-Cola, McDonald’s, H&M,  Inditex (владелец брендов Zara и Massimo Dutti), Crocs, Decathlon, Louis Vuitton Moët Hennessy, Mothercare, Reebok, Victoria’s Secret, Shell и многие другие. Продукция части компаний действительно перестала появляться на отечественных прилавках, однако некоторые предпочли другой путь: передать за символические суммы бизнес в управление местному менеджменту или государству, оставив себе возможность выкупить его обратно через несколько лет.

Несмотря на массовый и порой весьма демонстративный уход, согласно соцопросам, однозначно испытывают дефицит лишь 6,7% граждан. Наибольшей потерей, согласно соцопросам, россияне считают уход IKEA. Об этом сожалеют 27,2% респондентов. Об уходе Samsung переживают 23,8%, Adidas — 17,3%, Apple — 15,8% и Coca-Cola — 15,3%, H&M — 14,9%, Nike — 14,4%, McDonald’s — 8,9%.

44,1% опрошенных вообще не сожалеют об уходе каких-либо брендов. Тем более что, например, оставшиеся на складах у IKEA товары (порядка 20 млн экземпляров сотен позиций) выкупили маркетплейсы и активно торгуют ими онлайн. Вместо McDonald’s теперь на тех же площадках и с тем же практически ассортиментом расположилась сеть "Вкусно — и точка", а кофейни Starbucks выкуплены артистом Тимати и его бизнес-партнерами и переименованы в Stars Coffee. Есть примеры и не из области фастфуда — Shell продала "Лукойлу" свою российскую "дочку", включающую сеть именных заправок и завод ГСМ. Уже с лета бывшие АЗС Shell работают под брендом Teboil, который также принадлежит "Лукойлу".

Отдельно стоит сказать об уходе практически всех знаменитых автомобильных марок. Mercedes-Benz, Ford, Nissan, Toyota, Renault. Их активы в большинстве случаев перешли в государственную собственность. Так, 100% акций "Рено Россия" перешло в собственность правительства Москвы, а две трети акций "Автоваза" были переоформлены на ФГУП "НАМИ". При этом французы могут выкупить акции обратно в течение шести лет. 

Вместо Renault Москва уже объявила о возрождении на его мощностях бренда "Москвич" и даже показала опытный образец. На развитие "Москвича" выделено 5 млрд рублей, а в его линейке в скором времени должны появиться еще и электромобили. 

Если "французская" часть трансатлантического автогиганта Renault-Nissan определилась с планами относительно работы в России еще в мае, то "японская" часть объявила о прекращении выпуска автомобилей только в октябре. Тогда же, в октябре, решили покинуть Россию Mercedes-Benz (завод перешел одному из дилеров — компании "Автодом"). При этом в немецком автогиганте заявили, что будут продолжать вести послепродажное обслуживание. К немцам решили присоединиться и американцы. В один день с Mercedes о продаже производства объявил Ford. Он продал свою долю (49%) компании "Соллерс Авто". 

Еще несколько автопроизводителей, не уходя официально, пока лишь остановили работу своих российских заводов: "Тойота Мотор" и Kia в Санкт-Петербурге, Volkswagen Group в Калуге и Нижнем Новгороде.

Как заявляют автодилеры, новых иномарок на складах осталось всего 20–30 тыс. и их хватит всего на месяц. Впрочем, и тут мы надеемся на помощь Поднебесной — по оценкам экспертов, доля китайских автомобилей на российском рынке в следующем году может превысить 50%.

 Социальная сфера: льготы для мобилизованных и не только

21 сентября была объявлена частичная мобилизация для участия в СВО на Украине. Во многих случаях повестки получили граждане, имеющие действующие кредиты или займы. Практически сразу через Госдуму был проведен закон, дающий право военнослужащим гражданам приостанавливать оплату своих потребительских, карточных, автомобильных кредитов, ипотеки и микрозаймов, а также кредитов, взятых в качестве индивидуального предпринимателя. Причем нормы распространяются не только на самих мобилизованных, но и на добровольцев, контрактников, а также на членов семей всех этих категорий. 

Кредитные каникулы предоставляются с 21 сентября 2022 года. По данным ЦБ РФ, к 1 ноября банки уже предоставили военнослужащим и членам их семей свыше 100 тыс. кредитных каникул на общую сумму 45,4 млрд рублей.

Каникулы можно оформить на весь срок несения службы плюс 30 дней после демобилизации. А если во время службы гражданин получил ранение и оказался в госпитале, льготный период продлевается на время его излечения. Однако надо помнить, что сам долг при этом не исчезает и не уменьшается. Каникулы подразумевают не списание кредита, а его реструктуризацию. Зато штрафы, пени и другие санкции за просрочку платежа не взимаются. Кредитная история заемщика также не страдает.

Чтобы получить каникулы, необходимо обратиться с заявлением в кредитную организацию и приложить документы, подтверждающие участие в СВО. Компания-кредитор рассматривает обращение заемщика в течение десяти дней. Если на обращение не поступило ответа в течение 15 дней, каникулы считаются одобренными. Отказать в предоставлении отсрочки могут, только если не подтвердится, что заемщик участвует в СВО.

Помимо кредитных каникул военнослужащие получают и другие социальные льготы, поскольку их статус приравнивается к статусу ветерана боевых действий. Например, кроме довольствия (зарплаты военного), которое заявлено минимум в 195 тыс. рублей в месяц, региональные власти самостоятельно устанавливают для них дополнительные выплаты, которые от региона к региону могут сильно разниться: от 10–15 тыс. до 300 тыс. рублей.   

Помимо поддержки мобилизованных и их семей государство в 2022 году ввело набор мер, помогающих целым отраслям. Так, IT-компании на три года освободят от уплаты налога на прибыль, а также от проверок контрольными госорганами. Кроме того, компании могут привлекать кредиты под 3% годовых и начислять страховые взносы на зарплаты сотрудников в пониженном размере. А с 1 января 2022 года от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) были освобождены ИП и организации, оказывающие услуги общепита (при условии, что доходы предпринимателя за предыдущий год не превышали 2 млрд рублей, а доля доходов по услугам именно общепита составляла не менее 70%). С 1 июля 2022 года нулевая ставка по НДС действует и для гостиниц и туристического бизнеса. Действует до 30 июня 2027 года. 

А строительным компаниям, возводящим жилье, оформляется льгота в виде субсидии на процентную ставку по кредитам. Она распространяется на кредиты, ставка по которым не превышает 15% годовых. В этом случае государство предлагает банку выдавать кредит за половинный размер ставки (7,5%), а вторую половину обещает компенсировать. 

Евгений Мазин

Читать на tass.ru