МОСКВА, 24 декабря. /ТАСС/. Авиакомпания "Трансаэро" до конца 2014 года может получить госгарантию по кредиту на 9 млрд руб., который представит перевозчику ВТБ. Это отсрочка до весны, считают опрошенные ТАСС аналитики: "Трансаэро" нужна программа повышения эффективности. В компании говорят, что такой план есть. Но в правительстве новую стратегию "Трансаэро" пока не видели, утверждает источник ТАСС.
Проект постановления правительства по госгарантии для "Трансаэро" был разработан Минфином и опубликован 24 декабря на едином портале раскрытия информации.
Госгарантия обеспечит до 100% обязательств по кредиту, который "Трансаэро" берет у ВТБ на срок от 3 до 7 лет. Банк выдаст кредит на финансирование производственной и операционной деятельности авиакомпании, указано в документе. Полный комплект документов для предоставления госгарантии должен быть представлен не позднее 26 декабря 2014 года.
Среди условий предоставления госгарантии - обязательства компании сократить вознаграждения топ-менеджменту и отчитываться перед правительством о финансовом состоянии не реже раза в год.
Еще в августе "Трансаэро" предлагала разработать механизмы компенсаций для политических рисков авиакомпаний. Среди них были и госгарантии по кредитам. Минтранс поддержал компанию и, в частности, предложил правительству сохранить на два года для "Трансаэро" объемы кредитования в Сбербанке и ВТБ и представить госгарантии по новым кредитам - в объеме 10 млрд руб.
Но осенью компания отозвала заявку по госгарантии, заявив, что справилась с ситуацией самостоятельно. В октябре "Трансаэро" договорилась со Сбербанком об организации синдицированного кредита до 45 млрд руб. Работа по формированию такого кредита ведется в соответствии с графиком, говорят сейчас в пресс-службе перевозчика.
Новогоднее давление
За последние четыре месяца "Трансаэро" пришлось погасить по требованию банков более 6 млрд руб.
"Привлечение дополнительных финансовых средств из банковской системы страны в аналогичном объеме оказалось практически невозможным, - писала вице-премьеру Аркадию Дворковичу 8 декабря глава авиакомпании Ольга Плешакова (копия письма есть в распоряжении ТАСС). - 21 ноября Промсвязьбанк отказал в принятии кредитного решения объемом 4,5 млрд руб., хотя ранее данная кредитная программа была согласована".
В октябре-ноябре из-за девальвации рубля компания потеряла более 2 млрд руб. при покупке валюты.
"Такая ситуация создала угрозу финансовому поддержанию операционной деятельности в основном со стороны российских партнеров, - пояснила Плешакова. - Ни один иностранный лизингодатель и поставщик не приостановил сотрудничество с "Трансаэро", с большинством достигнуты предварительные договоренности".
Партнерами, которые первыми надавили на перевозчика, стали поставщики керосина. "Роснефть" и "Газпром нефть" в 2014 году поэтапно сократили сроки расчетов, что, по словам Плешаковой, "создало дополнительную нагрузку на денежный поток и в том числе увеличило просроченную задолженность", которая к декабрю составила 2,5 млрд руб. перед "Газпром нефтью" (эквивалентно месячному объему) и 1,9 млрд руб. перед "Роснефтью" (эквивалентно полуторамесячному объему). "Естественно, "Трансаэро" испытывает значительное давление со стороны данных партнеров", - отмечала в письме вице-премьеру глава "Трансаэро".
Возможность господдержки могла бы заключаться в рекомендации крупнейшим нефтяным компаниям, предложила Дворковичу Плешакова: рассмотреть возможность возврата сроков расчетов, действовавших на 1 января 2014 года, и согласовать реализуемые реструктуризации задолженностей сроком не менее года с минимальными выплатами в низкий сезон продаж и авиаперевозок в январе-марте 2015 года.
Госгарантия под оптимизацию
Дворкович в интервью газете "Ведомости" сообщил, что авиакомпании, испытывающие сейчас финансовые сложности, - "ЮТэйр" и "Трансаэро" - могут рассчитывать на господдержку в виде госгарантий. Но, отметил вице-премьер, и сами компании должны "рационализировать парк и маршруты, снижать издержки, искать возможности, чтобы обеспечить операционную безубыточность хотя бы через несколько месяцев".
Позиция "Трансаэро" на рынке изначально - еще год назад - была рискованной, говорит ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Федор Борисов.
"Компания - too big to fail (слишком большой, чтобы рухнуть), - добавил он. - Очень многие считают себя такими. Но падают и самые большие компании, если у них нет кризис-менеджмента".
Ситуация на туристическом рынке, на который ориентирована "Трансаэро", ухудшается. Как констатируют в туристическом онлайн-агентстве DaTravel.com, падение продаж по самым популярным направлениям Европы на эти новогодние каникулы превышает 27%.
В "Трансаэро" утверждают, что, напротив, увеличат объемы перевозок. В прошлые новогодние каникулы компания перевезла более 470 тыс. пассажиров. В этом году собственные продажи компании на период праздников выросли более чем на 30%, сообщили ТАСС в пресс-службе перевозчика, добавив, что выше прошлогодних и продажи блоков туроператорам.
Но первые месяцы будущего года будут довольно сложными для авиакомпаний, предупреждает Алла Юрова из инвесткомпании "Регион".
"Госгарантии по кредитам для "Трансаэро" - это отсрочка, - говорит Борисов. - Уход компании невыгоден никому: это и краткосрочные шоки, и среднесрочные риски - значительное ухудшение конкурентной среды. Это может спасти компанию. Но просто спасти - без четкой понятной антикризисной программы - невозможно".
"Трансаэро" уже приступила к реализации программы улучшения бизнеса, основные мероприятия которой будут реализованы в следующие шесть месяцев", - писала в письме Плешакова. В пресс-службе перевозчика ТАСС не раскрыли детали программы, пояснив, что разработанная для "Трансаэро" экономическая модель от McKinsey & Company - конфиденциальная информация.
Источник ТАСС в правительстве утверждает, что на данный момент "Трансаэро" не представляла в правительство каких- либо развернутых планов по оптимизации и улучшению бизнеса.