Путин поручил до 15 марта найти источники финансирования для пригородных поездов

Евгений Курсков/ ТАСС
С начала года движение пригородных поездов в целом ряде регионов было прекращено. Эта ситуация вызвала жесткую критику главы государства

МОСКВА, 23 февраля. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин поручил правительству РФ совместно с "Российскими железными дорогами" и при участии пригородных пассажирских компаний до 15 марта найти источники финансирования для пригородных поездов. Об этом говорится в перечне поручений, подготовленном по итогам совещания с членами правительства 4 февраля этого года.

"Принять с учетом ранее данных поручений исчерпывающие меры по обеспечению эффективного функционирования пассажирского железнодорожного транспорта в пригородном сообщении, определив источники финансирования соответствующих мероприятий", - отмечается в документе, опубликованном на сайте Кремля.

Одновременно президент обратил внимание на необходимость урегулирования задолженности федерального бюджета за услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры для пригородного сообщения, а также задолженности региональных бюджетов за услуги по перевозке пассажиров электричками. Путин также поручил создать "устойчивый механизм финансирования услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в достаточном объеме".

Владимир Путин также поручил Счетной палате (СП) до 15 марта отчитаться о проверке обоснованности потерь РЖД от использования регионами железных дорог общего пользования.

"Счетной палате РФ представить результаты проверки обоснований размеров потерь в доходах, возникающих в результате оказываемых ОАО "Российские железные дороги" услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, субсидируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", - говорится в документе, опубликованном на сайте Кремля.

Ответственной за исполнение поручения назначена глава СП Татьяна Голикова.

Сбои в пригородном железнодорожном сообщении

С начала года движение пригородных поездов в целом ряде регионов было прекращено в связи неурегулированностью вопросов между регионами и пригородными железнодорожными компаниями. Эта ситуация вызвала жесткую критику главы государства. В настоящее время все ранее отмененные пригородные маршруты (около 300) восстановлены.

Ранее в РЖД сообщили, что пригородные пассажирские компании могут в начале 2015 года отменить до 220 электричек.

"Отмены пригородных поездов связаны с нежеланием региональных властей сотрудничать с пригородными компаниями по вопросам компенсации разницы между комфортным для граждан "социальным" тарифом и экономически обоснованными затратами перевозчика", - пояснили в РЖД.

На совещании с членами кабинета министров 4 февраля президент РФ Владимир Путин раскритиковал правительство за сбои в пригородном железнодорожном сообщении. Глава государства потребовал решить вопрос немедленно.

Вице-премьер Аркадий Дворкович доложил, что в числе предложенных правительством мер - снижение ставки НДС до 10% (такой законопроект будет внесен в Госдуму уже в феврале), а также возвращение льготной ставки оплаты за инфраструктуру на уровне 1% (что потребует дополнительных субсидий регионам из федерального бюджета, по предварительным оценкам, в 6-8 млрд руб.).

В РЖД рассчитывают на гарантии

ОАО "Российские железные дороги" рассчитывает на финансовые гарантии для системного решения проблемы пригородного сообщения, заявил 9 февраля президент компании Владимир Якунин в своем блоге.

По его словам, позиция РЖД заключается в том, что функционирование убыточных пригородных перевозок обеспечивается за счет государственных субсидий.

"К сожалению, финансовая модель, заложенная в основу функционирования пригородного комплекса, на которой в свое время настаивали правительственные чиновники, оказалась несостоятельной. Мы об этом говорили, как и о том, что ОАО "РЖД", будучи коммерческой компанией, не может и не должно оплачивать государственные социальные обязательства. Думаю, что вмешательство президента наконец поставит жирную точку на неопределенности и бесконечных дискуссиях о том, нужен или не нужен стране пригородный железнодорожный транспорт и за счет каких источников финансирования он сможет нормально развиваться", - подчеркивает Якунин.