МОСКВА, 27 февраля. /ТАСС/. Решение правительства России о временном запрете экспорта бензина с 1 марта на полгода позволит стране избежать риска возникновения топливных кризисов в 2024 г. и обеспечить стабильность рынка, считают опрошенные ТАСС эксперты.
"Мне кажется, это решение как раз иллюстрируют пословицу про "телегу - зимой". Правительство готовится к проблемам на топливном рынке загодя, переходя от реактивных к проактивным действиям. Я думаю, что для рынка и для потребителей - это хорошее решение, особенно учитывая, что лето в Европе и Северной Африке будет непростым из-за проблем с логистикой в Красном море, что приведет к росту цен на бензин в Европе и Африке", - сказал заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
Эксперт ИнфоТЭК Александр Фролов также сообщил, что решение, по сути, станет гарантией стабильности рынка, однако пока что острой необходимости в такой мере нет, так как рынок профицитен, а поставки на него выгодны для нефтяников.
Он отметил, что производство бензина в России примерно на 10-12% превосходит объем внутреннего спроса. Поэтому рынок оставался стабильным, даже когда несколько НПЗ с начала года были вынуждены уйти на внеплановые ремонты: объемы тогда были перенаправлены с внешнего на внутренний рынки.
"Технически нужды в запрете на экспорт автобензинов нет. Но он даст гарантию, что все объемы, которые шли на экспорт, развернутся на внутренний рынок", - отметил эксперт.
Риски для отрасли
Зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев отметил, что решение пусть и стабилизирует отрасль, но такая мера все же сопряжена с рядом рисков. Например, страны ЕврАзЭс, которые не попадают под запрет экспорта, могут реэкспортировать российский бензин, предназначенный для их внутреннего потребления.
Кондратьев согласился, что влияние на отрасль может быть негативным, так как правительство более 20 лет не прибегало к прямым ограничениям экспорта, используя таможенно-тарифные меры и вербальные интервенции. "Поворот произошел в сентябре 2023 г., сейчас мы вновь ограничиваем экспорт. Если это станет постоянным решением, то для отрасли [такая мера] может создать серьезные проблемы в будущем", - сказал он.
Эксперт добавил, что с учетом внеплановых ремонтов и сохраняющейся перегруженности сети РЖД у правительства не так уж и много вариантов обеспечить стабильность рынка.
Фролов же считает, что главный риск сейчас - это затоваривание, но он на порядок меньше, чем осенью 2023 года, когда действовал запрет на экспорт дизельного топлива.
Эксперт добавил, что новые ограничительные меры для дизеля маловероятны, так как его производство в два раза превосходит внутренний спрос. "Но, учитывая рост котировок дизельного топлива (примерно на 7 тыс. рублей за тонну) с начала февраля, полностью исключать введение запрета и на этот вид топлива не стоит", - считает Фролов.
О запрете экспорта
Сегодня представитель вице-премьера РФ Александра Новака и в пресс-службе кабмина сообщили ТАСС, что правительство РФ планирует ввести с 1 марта 2024 года на полгода временный запрет экспорта бензина, чтобы нивелировать рост спроса в весенний и летний периоды. Еще одной мерой может стать увеличение норматива продаж дизеля на бирже до 16%.
Решение о запрете экспорта нужно, чтобы компенсировать рост спроса в период летних отпусков и полевых работ, а также во время плановых ремонтов НПЗ. Ограничение не будет распространено на страны ЕАЭС, а также Южную Осетию, Абхазию, Монголию и Узбекистан.
Запрет на экспорт бензина действовал в прошлом году с 21 сентября по 17 ноября для стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке моторного топлива.