24 июля, 17:12

Эксперты: Россия в состоянии обеспечить энергетическую стабильность Китая

Новая экономика КНР в 2023 году выросла на 30% при общем росте ВВП страны на 5,2%, отметил политолог Леонид Крутаков

МОСКВА, 24 июля. /ТАСС/. Россия сможет обеспечить энергетическую стабильность растущей экономики Китая в случае геополитических проблем с мировыми морскими перевозками. Для этого странам потребуется наладить независимую от Запада финансовую систему и развивать технологическое сотрудничество в ТЭК, рассказали опрошенные ТАСС эксперты.

Ранее в ходе VI Российско-китайского энергетического бизнес-форума (РКЭБФ) глава "Роснефти" Игорь Сечин заявил, что значительная часть российской нефти поступает по нефтепроводу ВСТО, который является более надежным каналом транспортировки по сравнению с танкерными перевозками через Ормузский пролив или Суэцкий канал ввиду растущей геополитической нестабильности этих регионов. Кроме того, рассматриваются различные варианты увеличения поставок российской нефти в Китай, в том числе и по Северному морскому пути.

"В условиях геополитической нестабильности танкерных перевозок через Суэцкий канал и Ормузский пролив ВСТО и Северный морской путь превращаются для Китая в единственный способ обеспечения энергетической стабильности", - отмечает политолог Леонид Крутаков.

По словам заместителя гендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, проблема судоходства в Красном море и через Суэцкий канал - постоянный гость новостных каналов уже последние 10-15 лет. Он указал, что нельзя сбрасывать со счетов возможное обострение вокруг Ормузского и Малаккского проливов. "Китай не может игнорировать эти угрозы, выстраивая цепочки поставок энергоносителей", - подчеркивает эксперт.

Неисчерпаемый потенциал

Китай является вторым по величине потребителем нефти в мире и крупнейшим ее импортером. Суточный объем ее потребления в стране составляет около 17 млн баррелей в сутки, уточняет Фролов. Однако самостоятельно Китай добывает не более 5 млн баррелей в сутки. Аналогичная ситуация и с газом: спрос на это топливо в КНР превысил объемы собственной добычи еще в 2000-х годах. В 2023 году Китай потребил около 400 млрд куб. м. газа, из которых 160 млрд куб. м импортировал. "Для понимания масштабов: Евросоюз в 2023 году потребил порядка 330 млрд куб. м природного газа", - отмечает Фролов.

Доля Китая в мировом потреблении жидких углеводородов составляет 16%, при этом Россия производит 11% их мирового объема, заявлял Сечин. По мнению Крутакова, при развитии добычи на Арктическом шельфе Россия способна закрыть все потребности Китая в жидких углеводородах. Россия уже по факту стала главным поставщиком нефти в эту страну, опередив Саудовскую Аравию. За первое полугодие этого года нефтяные поставки России в Китай выросли на 5%, превысив 55 млн тонн.

При этом, по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), потребление жидких углеводородов в Китае вырастет к 2030 году на 9%. И это еще традиционно заниженная западными исследователями цифра, подчеркивает Фролов. "Эту оценку можно считать скромной и даже пессимистичной, так как МЭА исходило в своем прогнозе из более низких темпов роста китайской экономики, чем в реальности было зафиксировано по итогам 2023 года", - поясняет он. Поставки топлива из России в КНР, а также в целом в Азиатско-Тихоокеанский регион продолжают расти, и потенциал роста вряд ли будет исчерпан в ближайшие годы, даже с учетом развития рынка электромобилей, впечатляющий, считает Фролов.

Необходимые технологии

Однако освоение рынков Азиатско-Тихоокеанского региона и развитие новых логистических маршрутов не пойдет само собой, отмечает Фролов. "Перед нашей страной, к примеру, стоят вызовы в области криогенных технологий для производства крупнотоннажного СПГ, а также - в области строительства танкерного флота, который необходим для освоения Арктики и организации круглогодичных поставок по Северному морскому пути", - подчеркивает эксперт.

По словам Сечина, для работы Севморпути потребуется танкерный флот высокого ледового класса, который можно будет создать в кооперации с китайскими судостроителями и поставщиками комплектующих. "То есть перед нами не только вызов, но и область для сотрудничества с дружественными странами", - указывает Фролов.

Рассматривая перспективы взаимодействия, надо говорить не только об энергетике, но и о смежных сферах, включая развитие передовых технологий, машиностроение, судостроение, поставки промышленного оборудования, а также НИОКР, заявлял Сечин.

По словам Крутакова, "новая экономика" Китая (сюда входят возобновляемая энергетика, электромобили, аккумуляторные батареи, информационные технологии и т. д.) в 2023 году выросла на 30% при общем росте ВВП страны на 5,2%. Это означает, что Китай активно перекладывается в новый формат будущих отношений, пытается зафиксировать свое технологическое преимущество, одновременно избавляясь от схемы экономического роста за счет экспорта товаров общего потребления. Как определил этот феномен Сечин, Китай уже перешел от модели развития "Сделано в Китае" к модели "Создано в Китае" и уверенно движется к модели "Изобретено в Китае".

Независимые финансовые расчеты

В 2023 году между Россией и Китаем сложился рекордный товарооборот в $240 млрд, из которых 40% обеспечил экспорт минерального сырья. Показательна при этом доля взаиморасчетов в национальных валютах, которая, по словам Сечина, в 2023 году превысила 90%.

"Для дальнейшего расширения использования национальных валют необходимо создавать новую инфраструктуры и новые инструменты для проведение клиринговых операций, открытия корреспондентских счетов, а также всего спектра систем обмена межбанковскими сообщениями", - отмечает Крутаков.