16 августа 2015, 06:00

"Преодолеть пространство и простор": история гражданской авиации России

Каждое третье воскресенье августа в Российской Федерации отмечается День Воздушного флота

День Воздушного флота - профессиональный праздник авиаторов и работников авиационной инфраструктуры России. В соответствии с постановлением президиума Верховного Совета РФ от 28 сентября 1992 года отмечается ежегодно, в третье воскресенье августа. 

В 2015 году этот праздник приходится на 16 августа. Также в День Воздушного флота проходят праздничные мероприятия в честь Дня Военно-воздушных сил России, отмечаемого 12 августа.

Первым российским летательным аппаратом тяжелее воздуха стал в 1882 году моноплан изобретателя Александра Можайского. В 1909-1914 годах появился ряд оригинальных самолетов конструкций Якова Гаккеля, Дмитрия Григоровича, Игоря Сикорского и др.

15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя линия Москва - Нижний Новгород. Сначала перевозки выполнялись под маркой "Добролет", в марте 1932 года гражданская авиационная компания СССР получила название "Аэрофлот". В середине 1950-х годов "Аэрофлот" начал выполнять пассажирские рейсы на реактивных самолетах Ту-104, в 1968 году первый полет совершил сверхзвуковой лайнер Ту-144.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), на территории России действуют 282 аэропорта, 117 авиакомпаний имеют сертификат эксплуатанта. По итогам 2014 года пассажирооборот гражданской авиации составил 241 млрд 429 млн пассажиро-километров, грузооборот - 5,2 млрд тонно-километров, перевезено более 93 млн 564 тыс. пассажиров. На долю крупнейших авиакомпаний страны ("Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", UTair и "Россия") приходится 62,8% общего объема перевозок гражданской авиации. По данным ГосНИИ Гражданской авиации на середину 2014 года, действующий парк российских перевозчиков состоял из 1141 самолета и более чем 1 тыс. вертолетов.

В России ведется разработка и производство новых моделей воздушных судов. В 2011 году маршруты начал обслуживать пассажирский лайнер Sukhoi Superjet 100. В ОКБ имени Яковлева и НПК "Иркут" разрабатывают МС-21 (Як-242) - семейство пассажирских ближне-, среднемагистральных машин, которые должны войти в строй в 2017 году. 

О развитии воздушного флота России - в галерее ТАСС.