МОСКВА, 21 августа. /Корр. ТАСС Ксения Алейникова/. Ситуация вокруг ухода Владимира Якунина с поста главы РЖД, который он занимал в течение 10 лет, развивалась стремительно - от первых новостей о выдвижении Якунина в Совет Федерации до представления коллективу РЖД нового руководителя прошло всего четыре дня.
В понедельник, 17 августа, врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов предложил выдвинуть кандидатуру Якунина в Совет Федерации и получил его согласие на это. Именно избрание в Совет Федерации, по нормам законодательства, не позволило бы Якунину возглавлять РЖД начиная со дня наделения его полномочиями сенатора. Вместе с тем возник вопрос о том, что Якунин не сможет пройти необходимый для сенатора ценз оседлости в пять лет, а значит, для работы на этом посту ему требуется наличие ранга чрезвычайного и полномочного посла. Позднее Цуканов сообщил, что такой ранг Якунин имеет. Сам Якунин в это время находился в отпуске на Дальнем Востоке, однако фактически уже начал прощаться с коллективом, направив руководителям и работникам железных дорог телеграмму, в которой призвал железнодорожников продолжать эффективно работать в случае его перехода на работу в верхнюю палату парламента. В телеграмме он подтвердил, что получил предложение о переходе в Совет Федерации, однако подчеркнул, что окончательные решения будут приняты руководством страны.
Вместе с тем, президент России Владимир Путин сообщил журналистам, что собирается обсудить с Якуниным его уход с поста главы РЖД.
Однако официальной информации о предполагаемой встрече Путина с Якуниным пока не было. В РЖД эту тему не комментируют.
В четверг, 20 августа, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назначил первого замминистра транспорта Олега Белозерова главой РЖД, освободив от занимаемой должности. Вскоре на сайте правительства появились подписанные Медведевым распоряжения об освобождении Якунина от должности президента РЖД в связи с переходом на другую работу и о назначении Белозерова президентом железнодорожной монополии.
В этот же день врио губернатора Калининградской области Николай Цуканов сообщил, что Якунин имеет статус чрезвычайного и полномочного посла, позволяющий ему стать сенатором. При этом экс-глава РЖД заявил журналистам, что, вероятно, покинет совет директоров РЖД, так как работа в Совете Федерации не предполагает такого рода деятельность. "Такого предложения (остаться в совете директоров - прим. ред.) и не было. И потом, железный принцип: уходя - уходи", - сказал Якунин.
Передача дел
В РЖД 21 августа под председательством вице-премьера РФ, главы совета директоров РЖД Аркадия Дворковича состоялось совещание, связанное с изменением руководства компании. Зампред заверил, что соответствующее решение "принято правительством по согласованию с президентом". Вице-премьер от лица правительства РФ поблагодарил Якунина за многолетнюю добросовестную и успешную деятельность на посту президента РЖД и наградил его медалью "За безупречный труд и отличие I степени".
Якунин, в свою очередь, поблагодарил коллектив РЖД за эффективную работу, отметив, годы его руководства, "будучи сложными, были и очень счастливыми". Он напомнил, что РЖД удалось за годы его руководства начать масштабное развитие Восточного полигона, который включает в себя модернизацию легендарных БАМа и Транссиба, а также дать старт проекту высокоскоростной магистрали "Москва-Казань". "Мы приобрели совершенно новый статус на международной арене", - подытожил он 10 лет своей работы. Впрочем, он не стал давать наказ преемнику, на какие проекты делать ставку. Он пожелал успехов новому главе компании, выразив надежду, что новое руководство будет сохранять принципы солидарности и социальной справедливости. "Мы поддерживали молодых, давая им возможность расти, и поддерживали ветеранов, давая им возможность достойно жить и помогать нам работать, но уже в качестве ветеранов", - напомнил он.
Белозеров, в свою очередь, назвал РЖД лучшей компанией России и признался, что назначение на пост президента РЖД стало для него "самым большим вызовом в жизни". Он назвал Якунина "великим руководителем", заявив, что сменить его на посту главы РЖД - огромное везение. "Хотел бы всех проинформировать о том, что просил Владимира Ивановича (Якунина - ред. ТАСС), как и прежде, всегда оказывать мне содействие, помогать, как минимум, мудрым советом", - признался новый президент монополии.
Знакомая отрасли фигура
Патронирующий отрасль на уровне правительства Дворкович выразил уверенность в том, что Белозеров справится со своими обязанностями на новом посту. "У Олега Валентиновича большой опыт работы и в транспортной системе в целом, в том числе - на посту руководителя Федерального дорожного агентства. Знает хорошо систему строительства, перевозок и, уверен, что этот опыт и, естественно, содействие правительства РФ, доверие президента и ответственное отношение со стороны всех коллег здесь, в компании, поможет реализовать все поставленные задачи", - подчеркнул вице-премьер.
Белозерову в сентябре исполнится 46 лет. Согласно информации на сайте Минтранса, он окончил в 1992 году Санкт-Петербургский университет экономики и финансов по специальности экономист, планирование промышленности. В разные годы он работал в "Ленэнерго", в аппарате полпреда президента РФ в СЗФО и ряде компаний. В 2004-2009 годах Белозеров возглавлял Росавтодор, с марта 2009 года был замминистра транспорта. Должность первого замминистра Белозеров получил в мае 2015 года.
Про себя Белозеров сказал, что трудится в отрасли последние 11 лет и был руководителем "непростого дорожного направления". За 6 лет своей работы заместителем министра транспорта и последние месяцы в роли первого заместителя министра он курировал проекты, касающиеся РЖД. Кроме того, в настоящее время он входит в состав совета директоров РЖД. "Со многими с вами я знаком не один год, и вы меня достаточно хорошо знаете", - обратился Белозеров к своим новым подчиненным.
Сложные задачи
Новому президенту РЖД предстоит решить немало сложных задач. В частности, накануне премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во время встречи с Белозеровым назвал вопрос инвестиций и пассажирские перевозки.
Именно пассажирские перевозки в пригородном сообщении стали "проблемным местом" железнодорожного транспорта в начале 2015 года, когда из-за неспособности ряда регионов покрывать убытки, связанные с повышением тарифа за пользование инфраструктурой, были отменены более 300 электричек в 37 регионах России. Эта ситуация вызвала жесткую критику главы государства, и в скором времени перевозки были восстановлены. В настоящее время реализуется ряд разработанных правительством мер по поддержке пригородного сообщения.
В пятницу Якунин напомнил, что именно при помощи правительства и прежде всего вице-премьера Дворковича удалось начать решать проблему пригородных перевозок - "важнейшую социальную проблему, которую пытались замести как некую пыль под коврик, а получилось, что пришлось правительству заниматься этим вопросом".
Дворкович, в свою очередь, пообещал в ближайшее время провести все необходимые технические решения, направленные на обеспечение бесперебойной работы железных дорог. "И правительство РФ рассчитывает, что коллектив "Российских железных дорог" понимает эту ответственность и будет продолжать работать эффективно, повышая отдачу от тех ресурсов, которые вкладываются в инфраструктуру российских железных дорог", - заключил он.