Все новости

Владимир Якунин: 10 лет руководства РЖД

Как ранее сообщалось, глава одной из крупнейших российских монополий может уйти из компании

МОСКВА, 18 августа. /корр. ТАСС Ксения Алейникова/. Глава одной из крупнейших российских монополий - президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин - может уйти из компании и в сентябре стать сенатором от Калининградской области. Его кандидатуру в Совет Федерации предложил врио губернатора области Николай Цуканов. В случае избрания в Совет Федерации Якунин, который возглавляет РЖД с июня 2005 года, должен будет покинуть свой пост не позднее дня наделения его полномочиями сенатора.

Десять лет работы Якунина в должности президента РЖД стали для компании эпохой масштабных планов. И хотя многие амбициозные проекты пока находятся в стадии согласования или в процессе реализации, результаты некоторых из них уже можно оценить.

Интервью Владимира Якунина в проекте ТАСС "Первые лица"

Инфраструктура

Основным проектом РЖД в сфере строительства железных дорог по праву считается развитие Восточного полигона (включает в себя модернизацию БАМа и Транссиба), которое началось в 2013 году при поддержке правительства РФ. Общий объем инвестиций в проект составляет 562 млрд рублей. Нынешняя пропускная способность Транссиба составляет около 100 млн тонн в год, БАМа - около 10 млн тонн. В результате реализации проекта провозная способность в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока к 2020 году должна увеличиться более чем в 1,5 раза - на 66 млн тонн в год к уровню 2012 года.

Кроме того, должны быть обеспечены пропуск грузовых поездов, перевозящих балкерные грузы в порты Дальнего Востока, с весовой нормой в размере 7,1 тыс тонн против нынешних 5-6 тыс тонн и эксплуатация грузовых вагонов с нагрузкой 25 тонн на ось (сейчас - 23,5 тонн на ось).

В 2014 году совместное предприятие РЖД и Северной Кореи (доля РЖД - 70%) завершило восстановление железной дороги от станции Хасан (Россия) до порта Раджин (КНДР). Суммарный объем инвестиций составил 10,6 млрд рублей. Пропускная способность участка Хасан-Раджин и терминала в порту Раджин достигла 5 млн тонн грузов в год.

Кроме того, РЖД активно участвуют в строительстве и реконструкции железнодорожной инфраструктуры за рубежом, а также выражали заинтересованность в приватизации транспортных активов в Греции.

Пассажирская инфраструктура также не осталась в стороне: на 2016 год запланировано начало пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги. На МКЖД будут организованы транспортно-пересадочные узлы с пересадками на линии метрополитена, также МКЖД будет интегрировано с радиальными направлениями железных дорог.

Что касается российских вокзалов, сейчас на их базе создаются транспортно-пересадочные узлы с целью создания комфортных условий по взаимодействию пассажиропотоков различных видов транспорта.

Олимпийские достижения

Для проведения зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи РЖД построили в регионе несколько объектов транспортной инфраструктуры. В частности, там появились совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис", и железнодорожная линия от Адлера до аэропорта Сочи.

Также РЖД выполнили работы по реконструкции станции и вокзала Сочи, строительству новых станций и вокзалов Адлер и Олимпийский парк, усилению железнодорожной линии от Туапсе до Адлера, реконструкции существующих пассажирских терминалов на станциях Сочи, Дагомыс, Хоста и Мацеста.

На высоких скоростях

Развитие скоростных и высокоскоростных перевозок - один из стратегических приоритетов РЖД. В 2009 году состоялось открытие скоростного движения и запуск электропоездов "Сапсан" на линии Москва - Санкт-Петербург, в 2010 году - на линии Москва - Нижний Новгород. В конце 2010 года было открыто скоростное сообщение на направлении Санкт-Петербург - Хельсинки и состоялся запуск скоростных электропоездов "Аллегро".

Крупнейшим инфраструктурным проектом, реализация которого еще только предстоит, является высокоскоростная магистраль Москва-Казань, которая в перспективе может быть продлена до Пекина. Стоимость ВСМ "Москва-Казань" оценивается в 1,068 трлн рублей. Первые практические шаги были сделаны в 2015 году - в мае с китайской стороной был подписан меморандум о сотрудничестве в области ВСМ. При этом Китай выразил готовность инвестировать в проект более 300 млрд рублей и рассмотреть вопрос об увеличении инвестиций в ходе реализации проекта.

Проектированием магистрали займется российско-китайский консорциум. Проектные работы должны завершиться в 2016 году, а ввод магистрали в постоянную эксплуатацию планируется не ранее 2020 года. Протяженность ВСМ "Москва- Казань" составит около 770 км, скорость движения поездов будет достигать 400 км/ч, на трассе будут организованы остановки через каждые 50-70 км. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа против нынешних 14 часов.

Грузовые "дочки"

В рамках реформы железнодорожного транспорта РЖД были созданы дочерние общества для осуществления грузовых перевозок, а большая часть грузовых вагонов перешла в частную собственность. На сегодняшний день крупнейшей грузовой "дочкой" РЖД остается Федеральная грузовая компания с парком около 165 тысяч вагонов.

Кроме того, совместно с ОАО "ТрансКонтейнер" и ООО "Восточная стивидорная компания" (входит в группу Global Ports) был реализован проект "Транссиб за 7 суток" - регулярный сервис по отправке ускоренных контейнерных поездов, который позволяет в два раза сократить время доставки контейнеров из Москвы на Дальний Восток и с Дальнего Востока в Москву за счет следования со скоростью пассажирского поезда, с минимальными остановками и без сортировок в пути.

Для развития контейнерных перевозок по территории Таможенного Союза и на транзитных маршрутах между Европой и Азией РЖД и железнодорожные компании Белоруссии и Казахстана в 2014 году создали Объединенную транспортно- логистическую компанию (ОТЛК). Согласно бизнес-плану, общий грузооборот ОТЛК к 2020 году превысит 4 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера).

Пассажирские перевозки

Для перевозок пассажиров в дальнем следовании в структуре РЖД была создана дочерняя Федеральная пассажирская компания, для пригородных перевозок - сформированы пригородные пассажирские компании с участием субъектов РФ.

Именно пригородные перевозки стали "проблемным местом" железнодорожного транспорта в начале 2015 года, когда из-за неспособности ряда регионов покрывать убытки, связанные с повышением тарифа за пользование инфраструктурой, были отменены более 300 электричек в 37 регионах России.

Эта ситуация вызвала жесткую критику главы государства и в скором времени перевозки были восстановлены. В настоящее время реализуется ряд разработанных правительством мер по поддержке пригородного сообщения.