21 октября 2015, 14:45
Банкротство "Трансаэро"

Эксперты: взлет акций "Трансаэро" вызван мелкими спекулянтами, а не крупными инвесторами

ИТАР-ТАСС/ Владимир Астапкович
При этом рост может оказаться очень краткосрочным, отмечают специалисты

МОСКВА, 21 октября. /Корр. ТАСС Никита Жарков/. Резкий рост акций "Трансаэро" в ходе торгов на Московской бирже вызван мелкими спекулянтами, а не крупными инвесторами, считают эксперты. По их мнению, в текущей ситуации повышение цены акций авиакомпании вряд ли окажется устойчивым и может обернуться таким же быстрым падением.

Акции "Трансаэро" взлетели на 187% (по состоянию на 13.30 мск) и достигли отметки 19,5 руб. за бумагу. Еще в самом начале торговой сессии бумаги авиаперевозчика подскочили на 39,85%.

Позитивным фактором для бумаг "Трансаэро" стали сообщения о том, что генеральный директор авиакомпании S7 Владислав Филев во вторник вечером приобрел не менее 51% акций перевозчика у Александра Плешакова, который является крупнейшим акционером авиакомпании. Филев заявил, что у акционеров "Трансаэро" есть план урегулирования отношений с кредиторами, однако отказался раскрыть подробности. Он также отметил, что новые акционеры всеми силами постараются избежать банкротства авиакомпании. Росавиация и Минтранс пока не подтверждают информацию о сделке.

Реакция участников рынка понятна - спекулянты получили какую-то надежду и решили на этом сыграть, поэтому произошло такое резкое движение цены акций, поясняет старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка Илья Фролов. "Но вопрос, насколько это долгосрочно. Потому что, если смотреть на комментарий Росавиации, становится понятно, что решение об аннулировании лицензии с 26 октября принято, и шансов на выживание мы практически не видим. Возможно, что этот рост окажется очень краткосрочным", - отмечает эксперт.

Глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что сертификат эксплуатанта авиакомпании "Трансаэро" аннулирован с 26 октября текущего года в связи с ухудшением ее финансового состояния, влияющим на безопасность полетов. При этом аннулированный сертификат, в соответствии с правилами, не подлежит восстановлению, добавил он.

Технические факторы выдают мелких спекулянтов

Даже в свои лучшие времена "Трансаэро" была маленькой компанией на ММВБ, обращает внимание главный трейдер "Ренессанс Капитал" Алексей Бачурин. "Она не входит ни в один индекс. Даже в индекс РТС она не входит и никогда не входила, не говоря уже о международных индексах", - сказал он.

Бумаги компании растут с самого утра. При этом Московская биржа неоднократно повышала верхнюю планку цены акций компании - до 12 руб., затем до 14,5 руб. и по состоянию на 13.00 мск - до 19,5 руб. По словам старшего портфельного управляющего "УК КапиталЪ" Вадима Бит- Аврагима, каждый раз по достижении этого ценового лимита происходит дискретный аукцион.

"Фактически сегодня цена сразу упирается в ценовой лимит биржи, и после этого торги временно приостанавливаются ", - добавляет Илья Фролов из Промсвязьбанка.

С начала торгов и по состоянию на 13.30 мск объем торгов акциями "Трансаэро" составил 34,5 млн руб., а число сделок достигло 1,74 тыс. За первые полтора часа торгов их объем составлял лишь 7 млн руб.

По оценке Вадима Бит-Аврагима из "УК КапиталЪ", сегодняшние объемы очень небольшие и говорят о действиях мелких участников рынка. "Объемы очень низкие, значительно ниже тех уровней, которые были в сентябре", - отмечает эксперт.

Для сравнения 2 сентября объем торгов бумагами "Трансаэро" на Московской бирже без учета РЕПО составил 87,3 млн руб. при 4,33 тыс. сделок. Цена одной акции "Трансаэро" 2 сентября текущего года поднялась до отметки 131,5 руб., однако в тот же день акции не удержали рост и упали на 24,5%, затем весь месяц теряли в стоимости. Со 2 сентября по 20 октября цена бумаг компании обрушилась почти в 13 раз.

"Трансаэро" - полный неликвид, у него капитализация очень маленькая. Конечно, никакие так называемые крупные участники не торгуют ее. Бывают такие акции, стоимость которых - около нуля, в них нет никого. Я не помню, чтобы делал сделку по "Трансаэро" акциями. 15 лет торгую акциями", - сказал Алексей Бачурин из "Ренессанс Капитал".

Банкротство "Трансаэро"

Решение о банкротстве "Трансаэро", накопившей 250 млрд руб. долгов и находящейся под операционным управлением "Аэрофлота", принято на правительственном совещании с участием премьера Дмитрия Медведева 1 октября. Перевозчик закрыл продажу билетов. Билеты авиакомпании (туда-обратно) с началом перевозки до 15 декабря и окончанием после этой даты будут аннулированы. Крупнейшие авиаперевозчики уже начали борьбу за маршруты "Трансаэро", в основном, международные. На большую часть из них претендует "Аэрофлот".