13 НОЯ, 16:17 Обновлено 19:24

Минтранс проявит гибкость в вопросе введения платы за проезд грузового автотранспорта

С 15 ноября в России вводится плата в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения грузовыми автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 12 т

МОСКВА, 13 ноября. /Корр. ТАСС Надежда Геращенко, Мария Дорохина/. В Кремле считают, что правительство найдет компромисс в решении вопроса о введении платы за проезд грузового автотранспорта. "Правительство занимается (этим вопросом), правительство весьма оперативно принимает необходимые меры, поэтому нам здесь абсолютно нечего добавить", - сказал журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Он повторил, что "этот вопрос находится в поле внимания соответствующих ведомств, в частности, Минтранса". "Минтранс прилагает все усилия, чтобы найти необходимые компромиссы, проявить максимальную гибкость", - оценил представитель Кремля. Он также рассчитывает, что "гибкость должна в данном случае демонстрироваться всеми (участниками спора)".

Новая плата с грузовиков

15 ноября 2015 года вводится плата в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения грузовыми автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Контролировать проезд грузовиков по федеральным трассам будут автомобили с приборами фото- и видеофиксации, а также расположенные на дорогах конструкции станционного контроля. Планируется, что сбор платежей принесет 40 млрд рублей в Федеральный дорожный фонд. Правительство РФ 10 ноября приняло решение о снижении тарифа для грузоперевозчиков. В период с 15 ноября 2015 г. по 29 февраля 2016 г. плата с грузовых автомобилей массой свыше 12 т будет взиматься в размере 1,5293 руб./км. В дальнейшем, в период с 1 марта 2016 г. до 31 декабря 2018 г. тариф будет увеличен до 3,06 руб./км.

До 1 мая 2016 г. владельцев таких автомобилей не будут штрафовать за нарушение этого требования за пределами Московской области. Затем штрафы для всех регионов составят для юридических лиц в размере 450 тыс. рублей за первичное нарушение и 1 млн. рублей за повторное.

Ранее в регионах России водители большегрузных автомобилей провели акции против взимания платы с грузовиков. Однако глава Минтранса Максим Соколов уличил частных перевозчиков в том, что они знали заранее о введении сборов с грузовиков, а теперь пытаются повлиять на уже принятые решения.

Действия производителей продовольствия

Крупные производители продовольствия, включая PepsiCo и Danone, начали уведомлять торговые сети, что в условиях введения платного проезда для фур и требования установки на автомобиль специального бортового устройства, могут гарантировать лишь неделю бесперебойных поставок. Об этом ТАСС сообщили несколько источников на розничном рынке. Соответствующее письмо от производителей поступило ритейлерам.

В российском офисе PepsiCo не стали комментировать эту информацию. В Danone-Россия утверждают, что компания не рассылала своим поставщикам никаких сообщений.

"PepsiCo и Danone говорят о том, что вся их реорганизация кризисной логистики позволит обеспечить бесперебойность поставок в горизонте одной недели. Дальше этого горизонта они не загадывают", - сказал источник в одной из крупных федеральных торговых сетей.

То есть в условиях форс-мажора у них гарантированно хватит ресурсов на неделю поставок, а дальше возможны задержки, и они не берутся прогнозировать ситуацию на более длительный срок, пояснил собеседник агентства.

Источник в другой крупной торговой сети подтвердил ТАСС, что некоторые поставщики действительно предупредили компанию о возможности перебоев с поставками. Однако он не стал уточнять, какие именно.

Официальный представитель X5 Retail Group (сети "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель") Олег Полетаев подтвердил информацию в той части, что сети группы получали от поставщиков уведомления о возникновении повышенных рисков, связанных с "аккуратностью и дисциплиной графика доставки товаров на распределительные центры".

Представитель одного из крупных производителей пищевой продукции подтвердил, что поставщики направили в адрес своих партнеров официальные письма с информацией о том, что возможные затруднения у транспортных компаний могут сказаться на своевременности поставок продукции по независящим от них причинам. "В этом письме мы также указали, что предпринимаем все возможные усилия для минимизации рисков вплоть до обеспечения ключевых партнеров- перевозчиков бортовыми устройствами", - сказал собеседник агентства.

Причины ожидаемого сбоя поставок

Проблема доставки грузов коснется всей логистической цепочки на потребительском рынке, затронув как ритейлеров, так и производителей продуктов питания.

В письме уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова от 6 ноября 2015 г. на имя главы правительства Дмитрия Медведева (есть в распоряжении ТАСС) указывается целый перечень нерешенных вопросов, связанных с организационно-технической неготовностью системы оплаты к 15 ноября 2015 г. Так, не проведено пилотное апробирование системы, что повышает риски ошибочного начисления штрафов на перевозчиков. Отсутствует подробная регламентация процесса взимания платы, в том числе при вынужденном изменении маршрута, а также возможность своевременного оснащения автотранспорта бортовыми устройствами, предназначенными для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам.

Поставщики указывают, что прозвучавшее 12 ноября заявление представителя Минтранса о том, что до мая по всей России (кроме Подмосковья) отменят штрафы за нарушение требования по оплате, никаким нормативным актом не подкреплено.

В "Союзмолоко" также убеждены, что без тестового режима запуска системы учета сбора платы с грузовиков может произойти коллапс грузоперевозок. Ранее поставщики молочной продукции совместно с отраслевыми союзами и ассоциациями направлял в адрес премьер-министра письмо с просьбой ввести до 15 ноября 2016 г. нулевой сбор с большегрузов за проезд по федеральным трассам с дальнейшим увеличением тарифа до начала 2019 г.

Комментируя опасения ритейлеров по поводу перебоев с поставками, Полетаев из X5 указал в беседе с ТАСС, что, скорее, проблема состоит в не до конца отработанной технологии взимания этой платы.

"Главная проблема - учет передвижения, а не взимания платы (за проезд грузовиков свыше 12 тонн - прим. ред.)", - отметил он. На автопарк X5 Retail Group, например, приходится примерно 70% объемов перевозки товаров с распределительных центров сети в магазины. Группа получила все необходимые устройства, и к 15 ноября все машины будут оборудованы по новым правилам. Еще 30% перевозок в интересах сети выполняют привлеченные транспортные компании небольшого и среднего масштаба. "На сегодняшний день из их автопарка от 10% до 15% готовы работать по новым правилам, то есть получили необходимые бортовые устройства связи для передачи данных", - пояснил Полетаев.

Как пояснили представители ведущего производителя, в настоящее время новые устройства получают только "крупные" участники рынка, владеющие от 300 автотранспортных средств и более. Однако традиционно более 60% перевозок приходится на заемный автотранспорт малых и средних компаний- перевозчиков, с которыми крупные компании-грузоотправители работают по договорам. При этом новые устройства доступны только в центре России, за Уралом они ожидаются не раньше конца ноября - начала декабря.

Рост цен возможен

В "Союзмолоко" считают, что введение платы с 12-тонников приведет к ускорению инфляции на 2 п. п. от прогнозируемых ЦБ на будущий год 5,5-6,5%. С этой же оценкой в целом согласен и председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев. Бизнес-омбудсмен Титов прогнозирует увеличении цен на наиболее востребованные товары в следующем году на 5%. "Установленный переходный период в три месяца не позволить отработать вновь вводимую систему сборов, а увеличение его размера до 3 рублей уже с 1 марта следующего года повысит себестоимость грузоперевозок на 15-20%", - пояснили причины разгона инфляции в "Союзмолоко".

Полки не будут пустыми

Впрочем, ритейлеры постараются нивелировать ситуацию. "Мы рассчитываем, что в ближайшие дни при оптимизации логистических цепочек мы будем удерживать ситуацию под контролем, потому что за этот период наши контрагенты свои проблемы по оснащению решат. Проблема не станет глобальной настолько, чтобы это заметили покупатели магазинов", - разъяснил Полетаев из X5 Retail Group. Представитель "Дикси" Екатерина Куманина уверена, что проблема сборов с 12-тонников не отразится на наполненности магазинов товарами. "Поставки будут осуществляться вовремя и в полном объеме. Компания продолжает переоснащать свой автопарк. Но сказать, что система сейчас полностью готова, нельзя", - пояснила она.

В группе Metro Cash&Carry также не ожидают проблем с обеспечением магазинов товарами, сказала представитель компании Оксана Токарева. Чтобы нивелировать такие риски, организация производителей продуктов питания "Руспродсоюз" намерена обратиться к ритейлерам с просьбой не выставлять штрафные санкции за возможную недопоставку товаров.

Читать на tass.ru
Теги