МОСКВА, 18 ноября. /ТАСС/. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) попросил Минтранс РФ высказать свою позицию по вопросу летной годности лайнеров Boeing 737, который вызвал разногласия организации и Росавиации. Соответствующая просьба содержится в письме комитета от 13 ноября в адрес министра транспорта Максима Соколова, копия документа имеется в распоряжении ТАСС.
Скандал вокруг Boeing 737 разгорелся 5 ноября, когда стало известно, что МАК приостановил сертификат самолетов этого типа в России до получения совместного уведомления Росавиации и Федеральной авиационной администрации США (FAA) о безопасности лайнеров. В Росавиации подчеркнули, что МАК не может оставить эксплуатацию Boeing 737 в российских авиакомпаниях, а само письмо было связано с авиакатастрофой в Казани, произошедшей в 2013 году.
"Решение авиарегистра МАК (о приостановке сертификатов Boeing - прим. ТАСС) от 4 ноября не отзывалось, и на данный момент не получено уведомление о совместном решении Росавиации и FAA США о том, что эксплуатируемые в России самолеты типа Boeing 737 находятся в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию", - подчеркивается в письме в адрес министра транспорта.
Просьба высказаться
МАК в письме просит Минтранс, в первую очередь, оценить "правомерность эксплуатации самолетов типа Boeing 737 российскими авиакомпаниями" в условиях приостановки сертификатов типа, а также прокомментировать "совместное решение Росавиации и FAA США (а также компании Boeing) о безопасной эксплуатации самолетов семейства Boeing 737" (о каком именно решении идет речь, не уточняется - прим. ТАСС).
В комитете также считают, что для усиления контроля безопасности полетов все иностранные воздушные суда, эксплуатируемые российскими авиакомпаниями, необходимо зарегистрировать в России. "Так действуют большинство стран мира и практически все государства нашего региона, кроме России", - подчеркивают в МАК.
По данным комитета, в России регистрируют только самолеты отечественного производства, "но их количество составляет менее 10% от общего авиапарка".
Еще одна просьба МАК касается позиции Минтранса о разграничении функций между федеральными властями и авиарегистром как международной организацией. "Регулярное поднятие этой темы преследует одну цель - изменение структуры госрегулирования в области гражданской авиации и создание некого Министерства гражданской авиации", - подозревают в комитете.
"Особое мнение"
Авиакатастрофа в Казани, отдаленным последствием которого стал отзыв сертификата на Boeing 737, произошла 17 ноября 2013 года. Лайнер авиакомпании "Татарстан", выполнявший рейс из московского Домодедово в Казань, упал при посадке. Погибли все 50 человек, находившиеся на борту, среди них - глава республиканского управления ФСБ Александр Антонов и сын президента Татарстана Ирек Минниханов.
Как сообщается в письме МАК, в апреле 2015 года члены комиссии по расследованию катастрофы подписали протокол окончательного отчета с выводами о причинах гибели лайнера. Все члены комиссии подписали документ без замечаний, кроме того, отчет согласовали с участвовавшими в расследовании странами - США, Великобританией (чьей заморской территорией являются Бермудские острова) и Францией.
Однако в июне 2015 года, говорится в документе, представитель Росавиации свою подпись отозвал и представил "особое мнение", согласно которому причиной катастрофы стал отказ рулевого привода системы управления рулем высоты, связанный с конструктивными недостатками Boeing 737. В МАК подчеркивают, что Росавиация направила в комитет письмо, в котором заявляла о необходимости срочно доработать лайнеры типа Boeing 737.
"Особое мнение", отмечается в письме в адрес министра транспорта, было направлено в Национальный совет США по безопасности на транспорте, а кроме того, МАК направил запрос в FAA.
"В полученном ответе от 27 октября 2015 года не содержался вывод о том, что самолеты типа Boeing 737 находятся в состоянии, обеспечивающим их безопасную эксплуатацию", - утверждают в комитете. Поэтому, "и учитывая настойчивую позицию Росавиации", авиарегистр МАК приостановил действие сертификатов лайнеров этого семейства, сообщается в письме.
Жалобы на Росавиацию
"Росавиация, ставя в течение двух лет вопрос о том, что причиной катастрофы самолета Boeing 737 в Казани является отказ системы управления рулем высоты, не реализовала свое право... на введение ограничений, вплоть до остановки эксплуатации самолетов Boeing 737", - отмечается в письме МАК.
У комитета "вызывает тревогу того факт, что Росавиация не доводила свою позицию до российских авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты Boeing 737", из-за чего пассажиры "длительное время подвергались существенным рискам", говорится в документе.
Вместе с тем, МАК не согласен с "особым мнением" Росавиации о причинах катастрофы в Казани. В комитете подчеркивают, что позиция ведомства вынудила затянуть публикацию окончательного отчета о крушении самолета, поскольку на опровержение версии о технической неисправности потребовались дополнительные исследования.
Отдельное возмущение у авторов письма вызвало совещание в Росавиации 6 ноября, после которого было объявлено о продолжении эксплуатации Boeing 737 в России. Тогда СМИ писали, что МАК якобы отозвал свое письмо о приостановке действия сертификатов американских самолетов.
"Решение Росавиации было принято в закрытом режиме без участия представителя МАК, - подчеркивается в письме. - Авиарегистр МАК до сих пор не получил официального уведомления об этом решении".
Реакция на письмо
В Минтрансе ТАСС в среду подтвердили получение письма из МАК. "Письмо МАКа на данную тему Минтрансом России получено. Позиция министерства будет представлена в МАК в установленные сроки", - сказали в ведомстве.
В Росавиации же ТАСС отказались комментировать "очередные заявления" МАК.