АСТАНА, 2 февраля. /ТАСС/. Движение экспериментального контейнерного поезда, отправленного Украиной 15 января в обход России для доставки грузов по "Шелковому пути", на двое суток было остановлено в Казахстане из-за задержки оплаты со стороны заказчика. Об этом сообщил национальный железнодорожный перевозчик республики "Казахстан темир жолы" (КТЖ - "Казахстанские железные дороги").
"24 января в порт Актау (Казахстан) из порта Ильичевск (Украина) прибыл экспериментальный контейнерный поезд, отправленный в рамках проекта Транскаспийский международный транспортный маршрут. Поезд проследовал далее по новой железнодорожной линии Жезказган-Саксаульская-Бейнеу до станции Достык", - говорится в сообщении пресс-службы КТЖ.
В пресс-службе отметили, что "мультимодальный оператор АО "KTZ Express" (дочерняя компания КТЖ), руководствуясь законом Казахстана "О железнодорожном транспорте", принял решение об остановке в пути следования экспериментального поезда на станции Жанаарка (Карагандинская область в Центральном Казахстане - прим. ТАСС) 27 января".
"Согласно норме закона, …плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем, экспедитором заблаговременно, до отправления груза", - уточняется в сообщении. По данным КТЖ, "на станции контейнеры находились двое суток, и после осуществления заказчиком соответствующей оплаты, контейнерный поезд отправился в путь".
В настоящее время поезд находится на станции Достык (граница с Китаем), куда прибыл 31 января.
Время в пути - 17 суток, вместо расчетных двух недель. В составе два десятка вагонов, которые проходили маршрут практически без груза, чтобы отработать все процедурные формальности и выявить проблемные моменты.
Маршрут поезда
Маршрут состава разработан от станции Изов на границе Украины и Польши до станции Достык на границе Казахстана и Китая.
Он включает паромные переправы Черного и Каспийского морей (Ильичевск - Батуми и Алят - Актау-Порт).
Через трое суток состав должен прибывать в Грузию, затем по суше - в Азербайджан, далее на пароме пересекает Каспийское море и через Казахстан - на границу с Китаем. Состав, по расчетам авторов проекта, должен достигать границы с Китаем не позднее, чем через две недели.
Грузоперевозки в обход России
14 января Украина, Азербайджан, Казахстан и Грузия подписали протокол об установлении льготных тарифов на грузоперевозки по этому маршруту. Предполагается, что окончательно единая тарифная политика будет согласована к середине февраля.
Идея создания транспортного, энергетического, торгового коридора между странами Центральной, Южной Азии и Европы была высказана еще в сентябре 2013 года председателем КНР Си Цзиньпином. Точный маршрут, по которому пройдет новый "Великий Шелковый путь", долгое время был до конца не разработан. В последнее время Киев начал активно продвигать идею использования территории страны для перевозки грузов в рамках этого проекта.
Заместитель премьер-министра Казахстана Бакытжан Сагинтаев в то же время заявил, что проработка нового маршрута не связана с поиском транспортных путей в обход России. Сагинтаев пояснил, что Казахстан имеет свой терминал в китайском тихоокеанском порту Ляньюньган, поэтому республика разрабатывает различные пути доставки грузов из этого порта в Европу, чтобы зарабатывать на транзите.