ФАС: незаменимые импортные лекарства могут начать выпускаться в РФ принудительно
"Разработка этого законопроекта производится, соответствующее поручение правительства в РФ сегодня имеется, мы разработали его", - отметил Артемьев
МОСКВА, 24 марта. /Корр. ТАСС Екатерина Казаченко/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предлагает законодательно разрешить принудительное лицензирование незаменимых иностранных лекарств в России. Об этом заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев в ходе V международной конференции по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии.
"Мы предлагаем внести в законодательство соответствующие изменения (в Гражданский кодекс и в антимонопольный закон - прим. ред.), записать, в каких случаях может выдаваться соответствующий принудительный патент (на производство в РФ - прим. ред.) со справедливой рыночной компенсацией патентообладателю. Речь идет о лекарственных препаратах", - сказал он. "Разработка этого законопроекта производится, соответствующее поручение правительства в РФ сегодня имеется, мы разработали его", - отметил Артемьев.
"Антимонопольный орган на основании поручения правительства выходит с соответствующим иском в суд, который принимает то или иное решение о выдаче на определенный срок принудительного патента, и, соответственно, начинается синтез того или иного препарата в РФ уполномоченными лабораториями. При этом правообладатель получает справедливую компенсацию", - рассказал Артемьев о предлагаемой ведомством схеме. Он уточнил, что такие мероприятия должны будут финансироваться, прежде всего, из бюджета. "После того, как лекарство синтезировано и люди его получили, эти права должны прекращаться специальным решением правительства РФ", - добавил Артемьев.
Принудить отказавшихся импортировать по политическим мотивам
Механизм принудительного лицензирования предлагается применять в случаях, когда иностранный производитель отказывается поставлять лекарства в Россию по политическим или экономическим причинам (нерентабельность их реализации в РФ, в том числе из-за госрегулирования цен). Кроме того, принудительное лицензирование может быть использовано в период эпидемии особо опасных заболеваний для незаменимых запатентованных за границей лекарств при условии нехватки бюджетных средств.
"У нас, к счастью, не было отказов по поставке лекарств по политическим мотивам, но у нас уже были случаи именно в практике антимонопольного органа, когда производитель единственного лекарства, которое лечит, например, такие плохо излечимые или неизлечимые заболевания, как рассеянный склероз... Так вот эти компании отказывались поставлять свои препараты в РФ. Россия не могла с этим смириться, нам пришлось пройти очень много судебных процессов, и в конечном итоге Верховный суд России поставил точку в этом вопросе, и компания будет поставлять эти лекарства в РФ", - рассказал Артемьев, добавив, что вопрос был решен на основании не прямых, а косвенных норм антимонопольного законодательства.
Сейчас законодательство РФ предусматривает, что принудительная лицензия может быть выдана по решению суда на основании статьи 1362 Гражданского кодекса РФ. "Когда мы анализируем в совокупности все условия применимости этой статьи, мы должны констатировать, что она практически неприменима, и она ни разу поэтому и не применялась в РФ", - отметил Артемьев, уточнив, что статью придется корректировать. Кроме того, правительство может в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, "но здесь речь идет об острых ситуациях, связанных с национальной обороной, поэтому, скорее всего, этот способ также мало применим", рассказал Артемьев. "Очень многие страны (например, страны БРИКС) имеют ясное и прямое законодательство в таких сложных ситуациях и применяют его для защиты законных интересов граждан", - подчеркнул он.
Зависимость при отсутствии аналогов
По словам Артемьева, зависимость России от производителей запатентованных лекарств, не имеющих аналогов, ставит под угрозу выполнение положений стратегии безопасности страны, которая предусматривает гарантированное снабжение населения высококачественными и доступными лекарствами.
Сейчас в России зарегистрировано свыше 1 млн ВИЧ-инфицированных, стоимость лечения одного больного - около 120 тыс. руб. в год. В 2015 г. на лечение было затрачено порядка 2,9 млрд руб. из бюджета. В настоящее время около 95% необходимых лекарств запатентовано и производится иностранными компаниями, которые назначают высокие цены на свои препараты для России, привел пример зависимости от импортных лекарств руководитель ФАС.
Антимонопольный регулятор не планирует распространять требование о принудительном лицензировании на другие сферы. "Речь идет только о выполнении публичных функций российским государством по защите жизни и здоровья наших граждан, мы говорим только о лекарствах", - заявил руководитель ФАС.
Руководитель ФАС также обратился в транснациональным корпорациям, производящим лекарства, с просьбой помнить о социальных аспектах их деятельности. "Мы никогда не позволим, чтобы наши люди погибали без уже существующих лекарств по воле какого-то одного человека или группы лиц, либо правительств иных государств, или иных лиц. У нас есть все для того, чтобы понять, когда нас водят за нос или действуют искренне и добропорядочно", - подчеркнул Артемьев.