Все новости
Обновлено 

Клепач: бездефицитный бюджет для РФ нереален

"Ситуация может меняться, рост экономики может создать возможность, чтобы бюджетный дефицит снижался до 1-1,5%, но бездефицитный бюджет, на мой взгляд, для нас нереален", - сказал зампредседателя ВЭБ
Андрей Клепач Николай Галкин/ТАСС
Описание
Андрей Клепач
© Николай Галкин/ТАСС

МОСКВА, 20 мая. /ТАСС/. Российским властям на финансирование структурных реформ в здравоохранении, образовании, науке необходимо тратить примерно 800 млрд руб. в год. Это приведет к сохранению дефицита бюджета на уровне 2-3% ВВП в течение нескольких лет, но ничего страшного в этом нет, поскольку большинство стран нацеленных на стимулирование роста живет в условиях дефицитного бюджета. Такое мнение в интервью ТАСС высказал заместитель председателя ВЭБ Андрей Клепач.

Представители Минфина неоднократно высказывали мнение, что для сохранения макроэкономической стабильности необходимо сокращать дефицит бюджета. Несмотря на спад в экономике и снижение цен на нефть, Минфин не отказывается от планов по снижению дефицита бюджета на 1 п.п. в год, начиная с 2017 г.

"Это дополнительные расходы от 1% до 2% ВВП, примерно 800 млрд руб. Это стоимость реформ, которые надо сделать, в здравоохранении, в образовании, в развитии науки… Чтобы обеспеченность лекарствами, расходными материалами, оборудованием не падала, а повышалась, и мы могли дальше повышать зарплату врачам, иначе через три года она вернется к тому же уровню, как это было до начала реформы 2012 г.", - сказал Клепач.

Нереальный дефицит

Политика сокращения расходов и дефицита, по мнению Клепача, не позволит, не то чтобы ускориться росту экономики, она не позволит решить даже ключевые задачи государства по поддержанию необходимого уровня благосостояния граждан.

"Я считаю, что в этой ситуации лучше идти на бюджетный дефицит. Бюджет принимает Госдума, фактически это некий коллективный выбор общества. То есть общество кредитует государство, чтобы эти деньги пошли на то же образование, на то, чтобы в России были дороги и так далее", - пояснил Клепач.

Он полагает, что стимулирование экономики через государственные средства приведет к ее росту, а он, в свою очередь, послужит увеличению доходов бюджета. Соответственно, в виду этого роста и если сложится благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, можно будет говорить о сокращении дефицита в отдельные годы до 1-1,5%, однако ситуация, когда бы финансировались все реформы и был бы бездефицитный бюджет, для РФ нереальна.

"На мой взгляд, это дефицит 2-3% ВВП на несколько лет, чтобы провести реформу. Ситуация может меняться, рост экономики может создать возможность, чтобы бюджетный дефицит снижался до 1-1,5%, но бездефицитный бюджет, на мой взгляд, для нас нереален", - сказал он.

Инвестиции нон-стоп

Кроме прямых финансовых вливаний из бюджета в приоритетные направления экономики, необходимо продумать и другие механизмы инвестиций.

В частности, Клепач считает целесообразным вложить в инвестпроекты дополнительно 0,5-1 трлн руб. из ФНБ. По состоянию на 1 мая 2016 г. объем Фонда национального благосостояния составил 4,75 трлн руб., сумма эквивалентная почти 1,3 трлн руб. вложена в различные инструменты: в ценные бумаги, связанные с инвестпроектами, депозиты ВЭБ, привилегированные акции банков, депозиты ВТБ и Газпромбанка.

"В целом, на мой взгляд, если говорить о серьезных проектах, которые бы не просто ускорили рост, а качественно его изменили, то около 500-600 млрд, даже до 1 трлн", - отметил Клепач.

По его словам эти средства могли бы инвестироваться в экономику через институты развития. Это не обязательно должен быть ВЭБ, возможно создание других фондов и структур, которые бы занимались отбором и оценкой проектов.

Фонды для экономики

"Нужно было создать еще фонды (кроме Фонда развития промышленности - прим. ред.), для инвестпроектов. Можно создать аналогичный фонд в сельском хозяйстве, который бы давал кредит под 4-5%, но с возвратом, может быть не на крупные проекты, а для среднего бизнеса", - сказал он.

Ранее бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагал создать фонд поддержки малого бизнеса в АПК, который бы представлял займы от 1 млн до 50 млн руб. Титов предложил перераспределить в него часть средств из Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорации МСП). Такое предложение содержится в проекте ежегодного доклада бизнес-омбудсмена президенту РФ.

Другой вариант - создать фонд и для муниципальной инфраструктуры, в которую серьезные кредиты привлечь сложно, и именно на эти цели зачатую берут дорогие кредиты муниципалитеты.

"Де-факто, их привлекают и заимствуют региональные бюджеты, а потом не знают, как расплатиться и сидят в бюджетных кредитах у Минфина, пока у нас не решена проблема их налоговой базы. По сути дела, проблему бы решил выпуск таких облигаций, которые гарантировались и имели длительные сроки погашения. Скажем, под гарантии банка таких муниципальных инфраструктурных проектов. Я считаю, что это проект, который крайне необходим для того, чтобы модернизировать и финансировать модернизацию муниципальной инфраструктуры", - сказал он.

ЦБ в помощь

Однако все эти меры не исключают и краткосрочных действий в монетарной политике, которые на практике доказали свою эффективность. В частности, речь идет о снижении ключевой ставки.

"Снижение ставки ЦБ нужно потому, что есть определенный временный избыток ликвидности, он временный, так как растут депозиты и счетах предприятий и населения, курс рубля относительно стабилен и в этих условиях банки вынуждены пойти на существенное снижение депозитных ставок, так как ресурсы достаточно дорогие, а объем кредитования растет медленно", - поясняет Клепач.

"Единственный кто может дать относительно дешевые ресурсы, это все-таки ЦБ, но просто так их давать бессмысленно. В этом случае ликвидность уйдет на тот же валютный рынок, чего ЦБ опасается. Отсюда речь идет об определенных обязательствах, каналах. Это определенные обязательства, связанные с тем, что рефинансируется не любая операция, а инвесткредиты должны удовлетворять определенным приоритетам государства", - отметил он.

Клепач добавил, что в нынешних условиях ЦБ лучше работать в связке с институтами развития, а не напрямую с коммерческими банками.

"Хотя тем же институтам развития надо задавать серьезные жесткие правила, чтобы деньги шли на те проекты, которые приоритетные. Опасения ЦБ здесь понятны и оправданы, но выставляя определенные требования к качеству этих проектов, может быть требовать гарантий по этим облигациям", - сказал он.

Банки и развитие

Еще одним инструментом помощи российской экономики может стать возможность для институтов развития, в том числе ВЭБ, рефинансирования обязательств через Банк России по льготной ставке, полагает Клепач.

"Необходим механизм рефинансирования обязательств ВЭБа и институтов развития у ЦБ, но под льготную ставку. Рефинансирование под 11-12% принесет прямой убыток даже на хороших проектах", - заметил он.

Клепач также подчеркнул, что сейчас стоит задача не только финансово оздоровить и обеспечить "выживание" Внешэкономбанка, но сделать так, чтобы госкорпорация выполняла задачи развития.

"Это означает, либо бюджет его должен докапитализировать или фондировать, как это происходит в других странах. Либо это может делать ЦБ в определенных размерах на определенных правилах", - отметил зампред ВЭБа.

По его словам, проектная и инвестиционно-кредитная деятельность ВЭБа может соответствовать коммерческим банкам, "но тогда это не будет институт развития".