СОЧИ, 1 июня. /ТАСС/. Международный аэропорт Жуковский, открывшийся в Подмосковье 30 мая, поможет развитию Московского авиаузла (МАУ). Об этом журналистам сообщил глава Минтранса РФ Максим Соколов в кулуарах встречи министров транспорта государств - членов Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). При этом эксперты скептически оценивают перспективы развития аэропорта в период снижения объема авиаперевозок в московских аэропортах.
"Идея создания четвертого опорного аэропорта в Московском транспортном узле обсуждалась давно и была (нужна) для того, чтобы более равномерно распределить возрастающие потоки. Поэтому открытие этого объекта находится в логике тех мер, которые принимают правительство РФ и координационный совет по развитию Московского транспортного узла по реализации различных инфраструктурных проектов", - сказал министр.
Перспективы во время спада
По мнению ряда экспертов, аэропорт Жуковский имеет весьма спорные перспективы развития и окупаемости проекта. Модернизация аэропорта задумывалась в тот момент, когда пассажиропоток МАУ стремительно рос. Сейчас же, после прекращения деятельности авиакомпании "Трансаэро", закрытия авиасообщения с Египтом и Турцией и общим спадом экономики РФ, в МАУ наблюдается снижение пассажиропотока.
По словам Соколова, это лишь небольшая коррекция по сравнению с 2015 годом.
"В Московском авиаузле перевозки пассажиров не падают, хотя есть небольшая коррекция по отношению к прошлому году, но все равно ряд аэропортов, прежде всего Шереметьево, наращивают объемы перевозок. Во Внуково, наоборот, наблюдается падение. Это и понятно, потому что там базировались "Трансаэро" и компании, в основном осуществлявшие перевозки на закрытых сейчас направлениях", - отметил Соколов.
По данным Росавиации, в январе - апреле 2016 года совокупный пассажиропоток аэропортов МАУ (Шереметьево, Внуково, Домодедово) снизился на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. При этом в 2016 году аэропорт Шереметьево оказался единственным аэропортом МАУ, увеличившим пассажиропоток: с января по апрель 2016 года показатель возрос на 9,3% и составил до 9,5 млн пассажиров.
Пассажиропоток аэропортов Внуково и Домодедово сократился на 25% (до 3,2 млн человек) и 3% (до 7,6 млн человек) соответственно.
Авиакомпании СНГ вместо лоукостеров
Ранее аэропорт Жуковский позиционировался как воздушная гавань для лоукостеров. Однако единственный российский лоукостер "Победа" уже заявил, что рассмотрит вариант использования аэропорта только когда к нему подведут железную дорогу. Об интересе иностранных лоукостеров к Жуковскому на данный момент неизвестно.
Вместе с тем Соколов отметил, что успех аэропорта (то есть то количество авиакомпаний, которых удастся привлечь к сотрудничеству) покажет его бизнес-модель.
"Какая авиакомпания придет, какие условия покажутся привлекательными и с точки зрения аэропортовых сборов - это уже покажет бизнес-модель деятельности аэропорта", - сказал министр.
При этом к открытию аэропорта, которое и так задержалось на несколько месяцев, топ-менеджменту управляющей компании "Рампорт аэро" так и не удалось привлечь крупные авиакомпании.
В настоящее время Жуковский может похвастаться лишь двумя перевозчиками из стран СНГ: договоры подписаны с казахской Scat (12 рейсов в неделю) и киргизской Air Kyrgyzstan (8 рейсов в неделю). Компании будут осуществлять рейсы в Астану, Бишкек, Ош, Чимкент, Актобе, Актау и другие города.
Кроме того, эксперты широко критикуют аэропорт и за недостаточность транспортной инфраструктуры: до аэропорта можно доехать только на электричке с последующей пересадкой на маршрутку или же от станции метро "Котельники" на бесплатном автобусе.