Сенатор предложил перенести требования "пакета Яровой" о хранении контента на 2023 г.
С 1 июля 2018 года закон обязывает операторов связи в срок до трех лет хранить сведения о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и текстовых сообщений, изображений и видео
МОСКВА, 19 июля. /ТАСС/. Сенатор Антон Беляков внес в Госдуму законопроект о переносе вступления в силу требований "пакета Яровой" к операторам и интернет-компаниям на 5 лет - с 1 июля 2018 года на 1 июля 2023 года. Это следует из текста документа, размещенного в электронной базе законопроектов Госдумы.
Ранее президент РФ Владимир Путин подписал пакет антитеррористических законов, авторами которого выступили депутат Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. 14 июля президент также поручил Минкомсвязи и Минпромторгу оперативно подготовить техническое задание для российских компаний по производству оборудования для хранения данных на территории РФ согласно требованиям "пакета Яровой".
С 1 июля 2018 года закон обязывает операторов связи в срок до трех лет хранить сведения о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и текстовых сообщений, изображений, звуков и видео. Самый "тяжелый" контент - содержание сообщений, изображения, звуки и видеоинформацию - операторы должны хранить до 6 месяцев. Всю эту информацию также необходимо будет предоставлять по запросу спецслужб.
Помимо операторов связи определенную информацию будут обязаны хранить и интернет-компании. В частности, сроком до года компании должны будут хранить сведения о фактах передачи информации и данные о пользователях. Кроме того, при использовании дополнительного кодирования электронных сообщений интернет-компании должны предоставлять ФСБ ключи для декодирования этих сообщений. Нераскрытие такой информации грозит штрафом до 1 млн рублей.
Подготовка требует времени
Согласно документу, указанные положения должны вступить в силу с 1 июля 2018 года, "что представляется излишне коротким переходным периодом для реализации столь масштабных и технически сложных задач, требующих больших вложений со стороны игроков рынка".
Автор законопроекта напоминает, что ранее операторы отмечали, что на исполнение требований закона "потребуется свыше 2,2 трлн рублей, причем основная часть этой суммы не зависит от сроков хранения информации, так как пойдет на создание системы управления и поиска данных, системы идентификации сообщений и глобальной модернизации сетей связи".
Кроме того, операторы заявляли о возможном увеличении цен на услуги связи в 2-3 раза после вступления закона в силу.
"Помимо значительных финансовых затрат, предусмотренных в весьма короткий промежуток времени, стоит учитывать и техническую сложность поставленной задачи, включающей в себя создание принципиально новой инфраструктуры связи, аналога которой пока нет ни в одной стране мира", - подчеркивается в документе.
В частности, на каждой из многочисленных точек приема информации - как на входе, так и на выходе - будет необходимо установить съемник информации для записи и отправки ее в место хранения с оцифровкой и записью звонков аналоговых линий операторов фиксированной связи.
Как отмечает Беляков, "по данным, озвученным Минэкономразвития, сейчас производителей, равно как и необходимых мощностей для выполнения этого заказа, просто нет, и на их создание потребуется значительное время".
Если в законе сохранится предполагаемый двухлетний переходный период, то это "может привести к вынужденному размещению столь масштабного и стратегически важного заказа на зарубежных площадках".
По мнению сенатора, это "не только снижает возможный синергетический эффект для российской промышленности от принятых поправок, но и противоречит поручению президента, предусматривающему хранение данных с использованием российского оборудования и российского ПО".
Расходы интернет-компаний
Интернет-компаниям также потребуются значительные затраты на исполнение требований "пакета Яровой".
"Для выполнения требований закона в области сохранения информации в сети Интернет необходимо создание новых дата- центров, которых сейчас в достаточном количестве в России нет", - полагает Беляков.
Он приводит данные iKS-Consulting, согласно которым по итогам 2015 года количество серверных стоек в российских центрах обработки данных (ЦОДах) составило 27,8 тыс.
"Уже к 2018 году для реализации требования закона их численность нужно будет увеличить в 2 раза с сопутствующим формированием новых обширных каналов для передачи и обработки информации", - поясняет сенатор. При этом средний срок строительства ЦОДа составляет не менее трех-четырех лет.
Требование о предоставлении ФСБ ключей для декодирования сообщений, по мнению автора документа, является "технически неосуществимым".
"Большая часть компаний, использующих шифрование приложений, хранит все ключи на компьютерах конечных клиентов, и отдавать эти ключи компании не имеют возможности в силу отсутствия какого-либо доступа к ним", - подчеркивает Беляков.