Все новости

Российские бизнесмены предупредили о назревающей революции в образовании

Топ-менеджеры заявили, что бизнес может стать ведущей силой для продвижения изменений, поскольку у предпринимателей есть представление о том, какие профессии и навыки будут востребованы в будущем
На выставке III Конгресса "Инновационная практика: наука плюс бизнес" в МГУ имени М.В. Ломоносова Андрей Махонин/ТАСС
Описание
На выставке III Конгресса "Инновационная практика: наука плюс бизнес" в МГУ имени М.В. Ломоносова
© Андрей Махонин/ТАСС

МОСКВА, 7 декабря. /ТАСС/. Современная система образования в ближайшие годы переживет революцию, в ходе которой ряд профессий исчезнет, появятся новые предметы, а социальные сети могут заменить традиционные форматы обучения, предупредили руководители ведущих российских компаний в ходе конгресса "Инновационная практика: наука плюс бизнес", который прошел в среду в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

Топ-менеджеры заявили, что бизнес может стать ведущей силой для продвижения этих изменений, поскольку у предпринимателей есть представление о том, какие профессии и навыки будут востребованы в будущем. При этом они отметили, что в мире наблюдается бум частных инвестиций в новые формы образования, которые являются доходными и привлекательными.

"Экономика переходит в эпоху цифровой трансформации. Навыки, которые становятся рутиной, делает машина. И мне кажется, что для всех для нас это вызов, потому что через некоторое время учить нас будет Google и Facebook", - заявил на пленарной сессии конгресса президент "Ростелекома" Сергей Калугин, добавив, что по его мнению "в образовании назревает революция".

Он рассказал, что "Ростелеком", в котором работает более 130 тыс. сотрудников, уже сейчас озадачен тем, что делать, например, с работниками колл-центров. "Что делать с этими людьми? Ведь через некоторое время робот заменит их. Это уже вопрос для системы образования", - отметил Калугин.

В послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин поставил правительству задачу разработать амбициозный план действий, реализация которого позволит уже в начале следующего президентского срока выйти на темпы экономического роста выше 3%. Кроме этого, президент предложил запустить программу развития экономики "нового технологического поколения", реализация которой будет опираться на российские компании, научные центры и квалифицированные кадры.

Президент подчеркнул, что школы должны развивать развивать творческое начало, учить самостоятельно мыслить и решать нестандартные задачи. Он призвал быть аккуратными с экспериментами в образовании, но при этом двигаться вперед.

Переполненность знаниями

Система образования, созданная еще в Советском Союзе, считается одной из лучших в мире. Однако существование плановой экономики в СССР привело к дисбалансам на рынке труда, в частности к перепроизводству обладателей ряда профессий, требующих высокую квалификацию.

Экономический коллапс после распада СССР, закрытие заводов и исчезновение научно-исследовательских центров, вызвали болезненные изменения на рынке труда, в результате которых миллионы высококвалифицированных научных сотрудников и рабочих оказались невостребованными в новой экономике. Одновременно с этим система образования столкнулась с недостатком финансирования со стороны государства.

Образование стало снова одним из приоритетов государства в 2005 году, когда Путин включил образование, наряду со здравоохранением, жильем и сельским хозяйством в состав "национальных проектов". В это же время растущие российские компании столкнулись с дефицитом квалифицированных кадров, который не преодолен до сих пор. Этот дефицит компании пытаются преодолеть, инвестируя в корпоративное образование.

Президент Сбербанка Герман Греф в качестве одного из первых шагов по реформе системы образования предложил обучать детей в школе навыкам так называемого "эмоционального интеллекта", который он определил как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания окружающих. Эти навыки позволяют человеку быстрее адаптироваться к окружающей среде, взаимодействовать с людьми и достигать результатов. По его словам, Сбербанк уже инвестирует в методики обучения эмоциональному интеллекту.

"Мы сейчас стараемся инвестировать в это как внутри компании, так и стараемся адаптировать существующие методики. Ряд институтов работают над тем, чтобы создать приемлемую методологию для преподавателей. Обучать должны учителя, которые обладают этими навыками, эта методология должна быть использована и в школах", - сказал Греф. Он охарактеризовал проблемы существующей модели образования как "переполненность знаниями и недостаток навыков".

Совершить чудеса

Как и Сбербанк, который создал собственный корпоративный университет, многие российские компании развивают собственные образовательные учреждения. Некоторые, как, например, РЖД, с советских времен имеют собственную систему образования полного цикла, начиная с детских садов и заканчивая профессиональными училищами. Долгое время эти учреждения рассматривались как "непрофильные активы", от которых крупные государственные компании должны были избавляться. Теперь отношение к образовательным активам может поменяться.

"В ряде случаев детские сады у нас - это вынужденная мера, прежде всего, социальный аспект. Мы строим сады, и уже с этого возраста дети, в том числе и в старших группах, в игровой форме обучаются и привыкают к железной дороге", - рассказал президент РЖД Олег Белозеров. В школах РЖД ученики изучают работу железной дороги и сдают ЕЖЭ - "единый железнодорожный экзамен".

Первый заместитель председателя российского правительства Игорь Шувалов заявил, что такие компании, как Сбербанк и "Ростелеком" способны изменить ландшафт российского образования, особенно, если их примеру последуют и другие.

"Вот Сбербанк, "Газпром", РЖД, "Роснефть", "Россети" или "Ростелеком" - тут даже с государственным элементом и с корпоративным образованием какие можно совершить чудеса! Но здесь нужно понять, в какой степени нужно научиться координировать свои действия по модернизации корпоративного образования, так как заставить всех по одной линейке выстроиться невозможно", - сказал он.

Шувалов также отметил, что неправильно навязывать студентам ощущение того, что они проработают по своей специальности всю свою жизнь. По мнению первого вице- премьера, нужно готовить человека по его специальности, но вместе с тем готовить его к тому, что он может начать и другую работу или расширить свои компетенции, чтобы быть востребованным на рынке.

"Я закончил юридический факультет МГУ. Как работодатель говорю, что юрист, который закончил просто юридический факультет, это человек с одними компетенциями, а если он закончил химический или физико-математический факультет, и юридический, то я за такого выпускника буду сам драться, потому что это выдающийся человек, который может решать самые сложные задачи. Такой человек будет востребован и в РЖД, и в "Роскосмосе", - сказал Шувалов.

Технологические долины

Первый вице-премьер рассказал о новом институте, который зарождается в недрах российской системы образования - "технологических долинах", которые будут созданы при тридцати лучших университетах страны. "Технологические долины" будут работать по несколько другим принципам, чем сами университеты и станут центрами новых компетенций.

Помощник президента, экс-министр образования Андрей Фурсенко подтвердил наличие вызовов и выступил адвокатом так называемого "Болонского процесса", который направлен на стандартизацию образования в европейских странах и к которому Россия присоединилась в 2003 году.

"Болонский процесс" в основе своей прав. Невозможно готовить узкого специалиста по конкретной специальности. Надо готовить человека к тому, чтобы он менял себя, развивался и адаптировался. Чтобы он всю жизнь себя поднимал", - сказал Фурсенко.

В качестве подтверждения перспективности инвестиций в новое образование Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), который вместе с ведущими суверенными фондами мира инвестировал 850 млрд рублей в российские проекты, заявил о том, что изучает возможность инвестиций в передовые образовательные технологии.

"Изучение потенциала таких инвестиций ведется как в рамках уже созданных фондов и платформ, включая венчурные инициативы, так и в рамках новых возможных партнерств с ведущими фондами и компаниями, активно инвестирующими в развитие образования и человеческого потенциала", - заявил ТАСС генеральный директор фонда Кирилл Дмитриев, подчеркнув, что у России есть большой потенциал в этой сфере.