Исполнительный директор ретейлера "Магнит" Ольга Наумова в своем первом интервью в новой должности рассказала ТАСС на полях ПМЭФ-2018 о том, как будет меняться торговая сеть, как цифровизация скажется на развитии компании и какие проекты ожидать в ближайшем будущем.
— Ольга, на новой должности в "Магните" ваши полномочия шире, чем были ранее, когда вы возглавляли "Пятерочку". За что будете отвечать на новом месте?
— В должности исполнительного директора "Магнита" я отвечаю за основной операционный бизнес, то есть все форматы, в том числе ряд пилотируемых проектов. Под моим управлением категорийный менеджмент, маркетинг, логистика, товародвижение, вся инфраструктура, эксплуатация — то есть все, что связано с обеспечением торговых объектов и их функционированием каждый день. Это не только операционная, но и проектная деятельность, стратегическое и тактическое управление. У компании много разных проектов, например, сотрудничество с "Почтой России", о котором мы объявили. Все это расширяет возможности для максимального удовлетворения потребностей наших покупателей.
— Как будет меняться стратегия "Магнита"?
— Наша стратегическая цель — вернуть лидерство, стать компанией, которая максимально отвечает запросам покупателей, обеспечивая им широкий спектр сервисов. Мы хотим быть такой компанией, новым "Магнитом".
— Будут ли форматы магазинов претерпевать изменения?
— "Магнит" уже достаточно активно проводит обновление сети. Примечательно, что накануне Питерского форума у нас появился юбиляр — пятитысячный "Магнит" "у дома" в новой концепции. Он находится в Нижнекамске Республики Татарстан. Именно этот формат постоянно совершенствуется. Я думаю, что мы будем продолжать его эволюцию, добавляя ассортимент, сервис, локальные позиции и все остальные элементы покупательских предпочтений.
Мы также обновляем магазины "Магнит Семейный". Готовим концепт формата гипермаркета. Есть интересные пилоты в направлении фармацевтики. Ретейл — очень живой и быстрый бизнес, мы должны постоянно меняться и поэтому стараемся делать наши традиционные форматы более интересными в плане стандартов, возможностей, идей, ассортимента и так далее. Это соответствует мировым трендам, согласно которым сейчас происходит мини-инвентаризация всех форматов.
— Какие будут изменения в гипермаркетах? Будет ли меняться площадь магазинов, пересматриваться ассортимент?
— Если говорить о гипермаркетах, то "Магнит" работает в компактном формате. Средняя площадь магазина — менее 4000 — около 2800–2900 квадратных метров. Это гипермаркет "по пути домой", в ассортименте которого в основном продукты питания. Нам важно сделать такую комбинацию, которая будет интересна для нашего покупателя, прежде всего, для семей, чтобы они хотели прийти в магазин, получить высокий уровень обслуживания и разнообразный сервис.
Конечно, гипермаркеты с большей площадью — 7000–10 000 квадратных метров — становятся менее востребованы. "Магнит" с этой точки зрения и так объективно уже в более правильной нише. Что касается обновления существующего формата — это, скорее, зонирование, концепт и управление категориями.
— Как будет меняться пространство внутри?
— Конкретные изменения по гипермаркетам еще рано анонсировать. Обновленный концепт мы планируем показать до конца года. В любом случае это интересный формат. Важно, чтобы магазины продолжали в долгосрочной перспективе соответствовать ожиданиям покупателей.
Сейчас у нас больше проработана картина по магазинам "Семейный Магнит", обновлено уже 14 объектов. Торговые точки, работающие в новой концепции, показывают рост оборота порядка 12–13%.
— Есть ли планы по увеличению доли гипермаркетов в общей выручке? Сейчас основной вклад делают магазины "у дома".
— Урбанизация приводит к тому, что маленький формат становится более востребованным, поэтому радикально "Магнит" меняться не будет. Ощутимого прироста населения в ближайшие три-пять лет не ожидается. При этом становятся другими его структура, возраст, происходит миграция в крупные города. Все это влияет на ожидания людей от магазинов.
Пространство вокруг нас с каждым днем фантастически ускоряется, а это значит, что человек все более трепетно относится к своему времени. Внимание покупателя невозможно привлечь какими-то долгосрочными историями. Важно, чтобы сами по себе формат, выкладка, организация пространства, предложение соответствовали этому ускорению темпов жизни. Я думаю, что мы будем искать и предлагать такие решения и, возможно, у нас появится более компактный формат.
"Магнит" сейчас пилотирует новый концепт с "Почтой России", анализирует, какой ассортимент и линейка товаров более востребованы для разных населенных пунктов. Я считаю, что такие пилоты благоприятны для ретейла.
— Правильно ли я понимаю, что все-таки ставка будет сделана на улучшение качества существующих магазинов, а не на рост количества?
— "Магнит" готов работать везде, где живут люди. Почти 50% магазинов находятся в населенных пунктах с численностью меньше 100 000 человек. Это говорит о том, что мы понимаем важность развития в сельской России и умеем с этим работать. Я считаю, что это часть ДНК компании, которую необходимо сохранить и двигаться дальше, в другие населенные пункты, в том числе в труднодоступные и малочисленные. Поэтому мы будем расширять географию, а также сконцентрируемся на плотности и качестве открытий.
— Какие регионы сейчас наиболее привлекательны для развития?
— "Магнит" работает в разных регионах, от Владикавказа до Красноярска. Есть субъекты, где мы еще не очень широко представлены и которые нам интересны. Например, видим возможности для роста в Северо-Западном регионе — в сторону Питера, Ленинградской области и дальше — Карелии, Мурманской области. То же самое можно сказать и о восточной части страны. Это особенная география, другая потребительская корзина.
Происходит процесс определенной консолидации отрасли, когда наиболее сильные и эффективные компании в товародвижении, работе с ассортиментом, соотношении цены и качества могут предложить наилучшую услугу потребителям. Консолидация в ближайшие три-пять лет продолжится. Но по факту крупнейшие семь ретейлеров занимают достаточно маленькую долю рынка — всего 30%.
Фокус "Магнита" остается на обеспечении продовольственной безопасности, при этом мы продолжим предлагать разные услуги сельскому населению и жителям больших городов. Мы адаптируем свои матрицы, предложения, магазины к разным локациям, разной покупательской способности.
— "Магнит" сейчас делает ставку на открытие новых магазинов или M&A (сделки по слиянию и поглощению)?
— Корректнее будет сказать, что "Магнит", прежде всего, ориентируется на выбор правильных локаций, находит интересные для покупателей места расположения магазинов. Если где-то была традиционная торговая точка, и там 30–40 лет подряд были продукты питания, это хороший объект, к которому привыкли люди, и неважно, будем мы его арендовать или покупать.
Мы видим, как меняется ландшафт на рынке торговых площадей. Многие отрасли и целые направления торговли полностью уходят "в цифру" или сокращают площади магазинов. Например, обувь, одежда, те же сотовые телефоны. Появляется больше доступных площадей стрит-ретейла, снижаются арендные ставки. Все это открывает большие возможности перед нами.
— Какие тренды в ретейле будут определять работу рынка в ближайшие годы? Может быть, даже те, о которых сейчас еще никто не говорит, но мы понимаем, что через год, через два они станут очень актуальными для рынка.
— Я уже говорила про явные тренды потребительского поведения: скорость, скорость и еще раз скорость. Мы видим, что покупательская способность не растет. Средняя температура по больнице — где-то ноль градусов: то есть нет ни падения, ни роста. При этом происходит определенная дифференциация, есть населенные пункты и регионы, где имеются возможности для увеличения чека и трафика, а есть те, где их нет.
При этом на рынке растет конкуренция, что хорошо для покупателя, так как повышается качество услуги. Мы получаем клиента, который готов платить меньше и одновременно становится более требовательным. Таким образом, мы должны предлагать что-то большее за меньшие деньги. Это означает, что необходимо работать над своей собственной эффективностью.
Еще одна тенденция — цифровизация, внедрение современных технологий. "Магнит", например, лидер сегодня по кассовому самообслуживанию. Он начал устанавливать современное оборудование с 2014 года. Это тоже такой вполне интересный тренд. Компания внедряет очень много технологий, прежде всего, связанных с прогнозированием, использованием больших данных, товародвижением, управлением транспортными потоками, развитием вертикальной интеграции.
В управлении цепочками поставок "Магнит" использует все то, что находится на "острие моды": и Big Data, и machine learning, то есть самообучающиеся системы по прогнозированию, распределению и оценке эластичности спроса.
Опять же, совершенствуются логистические процессы. В результате снижается себестоимость "от поля до полки" и поддерживается высокое качество товаров. Эта постоянная работа приводит к тому, что мы можем быть эффективнее, интереснее и прогрессивнее для покупателя.
— Если себестоимость процессов снижается, то куда можно эти средства инвестировать?
— Мы инвестируем их в покупателя. У "Магнита" довольно большая база данных, благодаря которой можно анализировать многие тренды. Думаю, что дальше мы будем двигаться в сторону персонализации, то есть реальной работы с конкретными посетителями и их семьями.
Рост конкуренции, повышение плотности магазинов, отдача с квадратного метра нашего объекта приведут к тому, что мы будем инвестировать в товар, в цену, в ассортимент, в управление запасами, в то, чтобы наш магазин был более привлекательным по всем параметрам.
— То есть доля цифровизации в CAPEX (капзатраты компании) будет расти, правильно я понимаю?
— Я считаю, что "Магнит" в какой-то степени вообще IT-компания. По сути, весь наш бизнес пронизан "цифрой". Управлять такой большой машиной, включающей более 16 000 магазинов, без четкой системы, начиная от создания и открытия объектов, их поддержки, товародвижения, управления ассортиментом, ценообразованием, невозможно.
Конечно, сеть активно участвует в государственных проектах по цифровизации. "Магнит" первый, кто масштабно запустил систему "Меркурий". Эксперты компании взаимодействуют с поставщиками в этой части, потому что вся цепочка должна быть готова, а не какая-то ее единица. У компании есть собственный оператор фискальных данных, активно используется электронный документооборот. Я считаю, что мы все больше и больше будем развиваться в этом направлении, снижая нагрузку именно на бэк-офис, причем как свой, так и поставщиков. С другой стороны, это повышает прозрачность во всей цепочке, точность прогноза.
— На сколько цифровизация снижает себестоимость? Понятно, что по разным категориям по-разному. Тем не менее есть какой-то коридор? Насколько существенно?
— Кажется, что 0,01 или 0,001 — это мало. Но представьте себе, это при обороте 1 трлн рублей. Даже если мы что-то снизили на 0,01% — это все равно прорывной результат.
И над каждым таким снижением нужно работать. Например, актуализация системы прогнозирования может серьезно повысить оборачиваемость, а также снизить товарные запасы, вплоть до 50%. Поэтому я считаю, что это очень немаленькие деньги, и каждый такой проект стоит того, чтобы им заниматься.
— "Магнит" много говорил про интернет-торговлю, планы по ее развитию. Сейчас на каком этапе проработки этот вопрос находится?
— Мы смотрим на эту тему не так узко, как интернет-магазин. Мы говорим об омниканальных предложениях разного типа. Я думаю, мода на интернет-магазины в чистом виде несколько прошла. Имеется в виду создание некой экосистемы, инфраструктуры, которая бы позволила нашему покупателю сделать выбор, поучаствовать в формировании ассортимента, получить какие-то преференции, дополнительные сервисы. У нас много проектов на эту тему.
— В какой временной перспективе пилоты могут стать уже основными проектами? До конца года или в следующем?
— Если говорить о масштабировании, я думаю, следующий год. В этом году мы много тестируем, сейчас сфокусированы на формировании всей нашей стратегии, не только в онлайне. Как я уже отмечала, мы хотим стать компанией, которая отвечает запросам покупателей, предлагая им максимум возможностей.
Беседовали Мария Дорохина и Полина Гриценко