Новогодние праздники — долгожданный отдых для многих россиян. Кто-то остается дома с семьей, кто-то отправляется в путешествие. Но нужно быть готовым — наплыв туристов и увеличение нагрузки на аэропорты могут привести к задержкам или даже потере багажа.
С 28 декабря 2019 года вырастут максимально возможные выплаты за вред, причиненный при авиаперевозках пассажиров, багажа и груза. А мы напоминаем, как искать улетевший в неизвестном направлении чемодан и сколько денег можно получить, если авиакомпания его не найдет
Что делать, если мой чемодан потерялся?
1
Если багаж не прилетел, то нужно в зоне прилета аэропорта обратиться на стойку утери багажа Lost&Found. Если ее нет — то к представителю авиакомпании, потерявшей багаж.
Нужно заполнить специальную форму для розыска в двух экземплярах на английском языке или языке страны прилета (если речь о международных рейсах). В ней необходимо подробно описать внешний вид багажа (цвет, материал, размер) и содержимое чемодана (перечислить вещи). Также придется предъявить багажную бирку, которая при регистрации на рейс приклеивается к посадочному талону.
После заполнения бумаг пассажир получит на руки акт с номером дела и телефоном, по которому можно узнавать информацию о розыске багажа. Также отследить его можно в международной системе поиска WorldTracer.
Некоторые авиакомпании делают единовременную выплату пассажиру для покупки необходимых вещей.
Сколько времени авиакомпания будет искать мой багаж?
2
Поиски могут длиться достаточно долго, но если перевозчик не найдет чемодан за 21 день, то пассажир сможет потребовать компенсацию.
При этом срок подачи претензии на международных рейсах — 18 месяцев, на внутренних — полгода со дня прибытия самолета.
И какую компенсацию пассажир может получить?
3
Максимальный размер выплат для авиавперевозчика при задержке багажа установлен в специальных правах заимствования (СДР, Special Drawing Rights) — 4150. По курсу ЦБ на конец декабря 2019 года это примерно 352 тыс. рублей. При этом ответственность авиакомпании перед одним пассажиром с 28 декабря 2019 года будет ограничена 1288 СДР — около 109 тыс. рублей. Перевозчик может снизить размер компенсации, аргументируя это тем, что вещи были не новые. Пассажир же, чтобы получить деньги, должен доказать реальные убытки — с расчетом суммы потерь. Это если речь идет о международных перелетах.
На внутрироссийских рейсах возместят не более 600 рублей за 1 кг багажа. За ручную кладь вернут ее стоимость, а если ту невозможно определить, то не более 11 тыс. рублей. Можно заблаговременно объявить ценность багажа, тогда компенсируют именно ее. Но за перевозку такого груза придется дополнительно заплатить.
Окончательный размер выплаты зависит от того, что произошло с багажом: повредили его, потеряли или вернули не полностью.
Может ли авиакомпания отказаться компенсировать потерю каких-то вещей?
4
Авиакомпания может прописать в своих правилах, какие предметы она не компенсирует. Например, многие отказываются выплачивать деньги за утерянные вместе с багажом электронику, ювелирные украшения, спортинвентарь, коляски, хрупкие вещи и т.п.
А что делать, если мой багаж доехал вовремя, но его повредили?
5
Если багаж повредили при транспортировке, то авиакомпания может предложить оплатить починку или выплатить компенсацию.
Чтобы предъявить претензию, у пассажира есть семь дней — на международных рейсах и полгода — на внутренних. Сделать это он может в письменной форме или по электронной почте. Поврежденный багаж также придется предъявить, поэтому лучше заявлять о проблеме прямо в аэропорту прилета.
Авиаперевозчик может рассматривать претензию до 30 дней и либо удовлетворит ее, либо отклонит — тогда спор придется решать в суде.
А если багаж прилетел с задержкой?
6
Если произошла задержка багажа и чемодан, например, прилетел через день другим рейсом, то авиакомпания должна сообщить пассажиру о том, где находится багаж. Обычно его доставляют по указанному путешественником адресу.
Тем не менее, не дождавшись прилета своих сумок в аэропорту, человек может купить предметы первой необходимости, сохранить чеки и потребовать у авиакомпании оплатить эти расходы. Большинство перевозчиков компенсируют их.
Что если я забуду чемодан или сумку в аэропорту?
7
И такое тоже бывает. Багаж, который пассажиры не забрали или оставили в салоне, попадает в камеру хранения невостребованного багажа.
Чтобы забрать вещи, нужно показать паспорт и посадочный талон или авиабилет. Сделать это можно в течение полугода.
А вот что делать, если отменили или задержали ваш рейс, читайте в другом нашем материале.
Мария Селиванова, Арина Раксина