ВАШИНГТОН, 1 июня. /ТАСС/. Правительство США начинает взимать с пятницы импортные пошлины на продукцию из стали и алюминия, поставляемую на американский рынок Европейским союзом (ЕС), Канадой и Мексикой. Для первой категории товаров ставка этого обязательного таможенного платежа установлена на уровне 25%, а для второго - 10%.
Не договорились
О принятом Вашингтоном решении объявил в четверг на специальном телефонном брифинге для журналистов министр торговли Уилбур Росс, находившийся в Париже, где он принимал участие в мероприятиях по линии Организации экономического сотрудничества и развития. Протекционистские меры принимаются под предлогом наличия "избыточного предложения стали и алюминия на глобальном рынке" и необходимости укрепления в связи с этим "национальной безопасности" США.
Глава американского минторга напомнил, что президент Дональд Трамп еще 23 марта распорядился ввести таможенные пошлины в означенном размере на сталь и алюминий, импортируемые из ЕС и целого ряда стран, включая Россию. Затем Трамп временно (до полуночи 31 мая) вывел из-под действия этого указа Австралию, Аргентину, Бразилию, Канаду, Республику Корея, Мексику, а также государства - участники Евросоюза. Поводом для этой отсрочки послужило решительное недовольство зарубежных торговых партнеров США, сразу пригрозивших Вашингтону ответными мерами. Однако дальнейшие переговоры США с соседями на севере и юге, а также с ЕС успехом не увенчались.
"Он [Трамп] принял решение в случае с Канадой, Мексикой и Европейским союзом не продлевать действие данных исключений. Следовательно, в отношении них [ЕС, Канады и Мексики] будут действовать пошлины в размере 25% на сталь и 10% на алюминий начиная с сегодняшней полуночи", - сказал Росс.
Министр не отрицал, что решение начать взимать пошлины было выработано еще и в связи с отсутствием окончательных договоренностей о перезаключении на новых условиях по требования США Соглашения о североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA) с Канадой и Мексикой. "Эти переговоры заняли больше времени, чем мы надеялись. Теперь нет точной даты их завершения, поэтому [Канада и Мексика] были добавлены в список стран, против которых будут введены пошлины", - признал глава минторга.
Нетарифные ограничения
Тем не менее, отметил он, Вашингтону удалось добиться того, что Бразилиа, Буэнос-Айрес и Канберра взяли на себя обязательства добровольно ограничить поставки стальной и алюминиевой продукции в Соединенные Штаты. В связи с этим против Австралии, Аргентины и Бразилии импортные пошлины на такие товары вводиться не будут, подтвердил Росс.
"Что же касается других стран, то есть Аргентины, Австралии и Бразилии, то была достигнута договоренность о введении вместо пошлин ограничений на объемы [стали и алюминия], которые они могут поставлять в Соединенные Штаты. Хотя они [Австралия, Аргентина и Бразилия] и выведены из-под действия пошлин, в отношении них будут действовать ограничительные условия", - пояснил министр.
"Следовательно, мы [американские власти] считаем, что этот комбинированный пакет (применение как пошлин, так и нетарифных ограничителей - прим. ТАСС) достигает первоначально ставившейся цели, которая заключалась в том, чтобы сжать импорт стали и алюминия до уровня, позволяющего данным отраслям промышленности [в США] в будущем действовать внутри страны на основе самообеспечения", - подчеркнул Росс.
Диалог продолжится?
При этом он заверил, что США намерены и дальше вести переговоры с Канадой, Мексикой и ЕС относительно объемов их экспорта стальной и алюминиевой продукции на американский рынок.
"Мы ожидаем продолжения переговоров с Канадой, Мексикой и Европейской комиссией, чтобы добиться желаемых результатов. Но сейчас мы хотели бы увидеть их реакцию на сегодняшнее решение", - заявил Росс. "Есть и другие вопросы, которые нам необходимо с ними урегулировать", - сообщил руководитель американского минторга.
"Даже в том случае, если они [ЕС, Канада и Мексика] пойдут на ответные шаги, это не означает, что нельзя продолжать переговоры. Пример тому - Китай. Мы продолжаем вести с Китаем переговоры несмотря на то, что Пекин инициировал ответные шаги [по повышению пошлин на ряд ввозимых американских товаров]. Факт, заключающий в том, что мы [США] предприняли действия в тарифной сфере, не означает, что переговоров быть не может", - убежден Росс.
Он уклонился от ответов на вопросы о том, что должны сделать Канада, Мексика и ЕС, чтобы США отменили новые импортные пошлины.
Цена вопроса
В соответствии с официальной статистикой американской администрации, США - крупнейший импортер стали в мире. В 2017 году ею было ввезено 34,6 млн тонн на сумму $29 млрд. В первую пятерку таких экспортеров входили Канада, Бразилия, Республика Корея, Мексика и Россия. Доля последней составляла в общем объеме данной статьи импорта США 8% (2,9 млн тонн).
Кроме того, согласно выводам неправительственных американских экспертов, США являются и крупнейшим мировым импортером алюминия. В 2017 году Соединенные Штаты закупили этого металла за рубежом почти на $14 млрд (около 6 млн тонн). В первую пятерку поставщиков входили Канада, Россия (приблизительно 626 тыс. тонн, на $1,3 млрд), ОАЭ, Китай и Бахрейн.
А почти 50% стального и алюминиевого импорта США поступило в минувшем году из ЕС, Канады и Мексики.
Последствия случившегося
Действия администрации Трампа повлекли за собой практически единодушное осуждение, причем не только со стороны ЕС, Канады и Мексики, которые посулили США как введение пошлин на американские товары по принципу взаимности, так и разбирательство в рамках Всемирной торговой организации.
Против решения исполнительной ветви власти выступили даже члены Конгресса США, представляющие правящую Республиканскую партию, и некоторые отраслевые ассоциации.
Действия США заставили наблюдателей вновь заговорить о торговой войне, развязанной по вине Трампа, финансовые рынки отреагировали на новости из Вашингтона, Брюсселя, Мехико и Оттавы падением, а многие экономисты предупредили о возможном скором росте цен на товары, производящихся в первую очередь теми отраслями промышленности, которые потребляют сталь и алюминий.
Однако экономикой дело в данном случае может не ограничиться. Обострение противоречий между трансатлантическими союзниками не только усиливает неопределенность на рынках, затрагивающую производителей и инвесторов, оно еще потенциально чревато осложнением решения нескольких ключевых международных проблем, включая денуклеаризацию Корейского полуострова, урегулирование на Ближнем Востоке и ситуацию вокруг ядерных разработок Ирана.