24 июля 2018, 06:05,
обновлено 24 июля 2018, 06:17

Глава OMV считает отвлекающим маневром аргументы против "Северного потока - 2"

Председатель правления  OMV Райнер Зеле. Руслан Шамуков/ ТАСС
Председатель правления OMV Райнер Зеле

Райнер Зеле отметил, что возможные санкции против участников проекта являются несправедливыми

МОСКВА, 24 июля. /ТАСС/. Председатель правления австрийской нефтегазовой компании OMV, которая является одним из инвесторов строительства газопровода "Северный поток - 2", Райнер Зеле считает, что все аргументы против проекта являются не более чем отвлекающим маневром, а возможное решение о санкциях в отношении участников проекта будет несправедливым шагом. Об этом он заявил в интервью ТАСС.

"Для того, чтобы Европа оставалась конкурентоспособной, чтобы европейская промышленность оставалась конкурентоспособной, а сам регион по-прежнему был инвестиционно привлекательным, нам нужно обеспечивать выгодный, то есть недорогой газ. Таким образом, все эти аргументы против строительства газопровода - это исключительно отвлекающий маневр. Речь, на самом деле, о конкурентоспособности", - пояснил Зеле.

Он также подчеркнул, что считает неприемлемыми санкции в отношении участников проекта. "Мне кажется, если решение о санкциях против участников "Северного потока - 2" будет принято, то это будет несправедливый шаг. Нам, очевидно, придется на эти меры каким-то образом отвечать, и надо будет посмотреть, как на это отреагируют европейские политики", - сказал глава OMV.

Противники "Северного потока - 2"

Ранее американский сенатор Джон Баррассо (республиканец, штат Вайоминг) внес в Конгресс США законопроект о санкциях против инвесторов российских проектов по экспорту энергоносителей, в том числе газопровода "Северный поток - 2". Как заявил сенатор, цель законопроекта - "помочь союзникам по НАТО избежать политического принуждения со стороны России", которая, по словам Баррассо, использует энергетические ресурсы для геополитических целей.

Вашингтон неоднократно выступал против строительства "Северного потока - 2" и предпринимает активные попытки его заблокировать. При этом многие эксперты объясняют стремление США желанием "продавить" таким образом поставки на европейский рынок своего сжиженного природного газа, который значительно дороже российского.

Принятый в прошлом году в США закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA) предусматривает возможность введения ограничений против компаний, участвующих в строительстве "Северного потока - 2", которое должно завершиться в конце 2019 года. Партнерами российского "Газпрома" по проекту являются: немецкие Wintershall и Uniper, австрийская OMV, французская Engie и Royal Dutch Shell (Великобритания и Нидерланды).

Глава OMV отметил, что общался с некоторыми представителями Конгресса и членами Сената США о "Северном потоке - 2". "Мы должны четко изложить аргументы в пользу этого проекта, чтобы люди понимали, как мы на него смотрим. Но вот поможет ли это - тут у меня есть сомнения. Ведь аргументы, которые мы слышим, - они имеют мало отношения к делу, в основном это эмоциональные политические высказывания. А мы не хотим, чтобы это было предметом политики", - заявил Зеле.

Он подчеркнул, что европейские компании по-прежнему будут выступать за то, чтобы все решения принимал рынок в полном соответствии с принципами свободной рыночной экономики. "Рынок решит, какой газ, в каких количествах и откуда будет ввозиться, - уверен Зеле. - Одно мне ясно совершенно точно - мы финансово участвуем в проекте "Северный поток - 2" во имя Европы, а не ради удобства президента [Дональда] Трампа. Наши потребители находятся в Европе, мы строим эту трубу для них, чтобы еще надежнее обеспечивать их природным газом".

Зеле напомнил, что противники "Северного потока - 2" упрекают его участников в политическом характере проекта. Как заявлял президент Украины Петр Порошенко, "это не коммерческий, а геополитический проект", который направлен на то, чтобы "оставить Украину без доходов от транзита газа и взять от ЕС более $20 млрд за строительство инфраструктуры, что сделает Европу более зависимой от России".

"На самом же деле все те политики, которые критикуют этот газопровод, преследуют экономические цели. Давайте говорить открыто: украинцам просто не хочется терять доходы от транзита газа через свою территорию, поэтому они пытаются использовать европейских политиков в своих целях. Конечно, им хочется, чтобы "Газпром" по-прежнему законтрактовывал транспортные мощности на их территории, использовал их ГТС (газотранспортную систему - прим. ТАСС). Все эти критики боятся конкуренции, а наша труба как раз поддерживает конкуренцию", - сказал глава OMV.

По его мнению, "кому-то хочется сохранить эти транзитные доходы, потому что тарифы неконкурентоспособны, еще кому-то хочется на нашем рынке обязательно продавать их дорогой сжиженный газ (СПГ - прим. ТАСС), опять же, потому что неконкурентоспособные цены". Однако, подчеркнул Зеле, европейским потребителям нужен конкурентоспособный газ, потому что они конкурируют с другими участниками рынка, у которых есть возможность получить более дешевый газ".

Он также не исключил строительства новых газопроводов для поставок российского газа в Европу.

"Я думаю, что нам нужно довести до конца "Северный поток - 2", прежде чем начинать говорить о других газопроводах. Пока между нами переговоров о новом газопроводе нет. Я ничего не исключаю, конечно, потому что чем больше труб, тем лучше. Каждая дополнительная нитка увеличивает безопасность Европы", - заключил Зеле.

О проекте

Проект "Северный поток - 2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Стоимость строительства оценивается в €9,5 млрд, запуск газопровода ожидается до конца 2019 года.

Трубопровод пойдет в обход транзитных государств - Украины, Белоруссии, Польши и других восточноевропейских и прибалтийских стран - через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти государств - России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. Разрешение на строительство газопровода не выдала только Дания, которая, по словам премьер-министра страны Ларса Лекке Расмуссена, собирается заблокировать или отложить реализацию проекта.