Термин "уберизация" (или Uber of X…) появился благодаря успеху международного сервиса по вызову водителей через приложение на смартфоне. Сейчас под этим словом понимается бизнес-модель, которая в автоматизированном режиме объединяет на одной площадке продавцов, зарегистрированных в системе, и покупателей. Стартапы во всем мире пытаются "уберизировать" все подряд, чтобы мы с вами могли в любое время суток и с помощью пары кликов в приложении на телефоне арендовать квартиру, вызвать врача или заказать уборку квартиры. ТАСС — о том, что и как пытаются "уберизировать" в России.
Фермер вызывает грузовик
Не во все города на юге России пришла "уберизация" такси. Зато сельхозпроизводитель в сельской местности может на сайте заказать водителя грузовика, который отвезет его зерно покупателю. Такой сервис создал стартап Smartseeds из Ростова-на-Дону.
"Мы начали работать в феврале прошлого года. В конце декабря поехали первые "КамАЗы", заказанные через наш сервис. Сейчас у нас несколько тысяч водителей в базе, а заказывают перевозки, как правило, средние и крупные компании. Чаще всего возим по югу России и ближайшим регионам", — рассказывает Кирилл Подольский, основатель компании.
Сервис представляет собой сайт и мобильное приложение, где исполнители — водители грузовиков — берут заказы. Стать водителем сервиса может индивидуальный предприниматель, у которого есть подходящая машина для перевозки зерновых и масличных культур.
Как и в такси Uber, водители проходят проверку перед тем, как включаются в базу.
"Мы проверяем все основные документы, а также смотрим по базам в открытом доступе: нет ли судимости, какие штрафы были в ГИБДД", — добавляет Подольский.
История с "уберизацией" логистики набирает обороты. На рынке часто появляются компании, которые хотят сформировать "убер" для грузовиков, "убер" для железной дороги, "убер" для морских кораблей и прочего для доставки грузов. К созданию универсального "убера" для доставки товаров из Китая до порога нашего дома пока не дошло, но к этому все продолжает двигаться
Сейчас число заказов растет. "В месяц возим 100 тыс. тонн. Одна машина в среднем берет 25 тонн. Доставка — это первый шаг к той модели, которую мы хотим выстроить. В будущем, по нашим планам, мы будем еще и торговой площадкой, где производители и покупатели смогут напрямую оформлять заказы".
Доставка грузовиками — далеко не самое необычное, что пытаются "уберизировать" в России. Вот, например, "убер" для морских кораблей — мечта многих, говорит Кирилл Подольский: "Пока идея не воплощена в жизнь из-за массы неясных вопросов в организации. Но я уверен, когда-нибудь будет и "уберизация" перевозок водным транспортом".
Доктор едет
В 2016 году в Москве и ближнем Подмосковье заработал сервис Doc+, который позволяет вызвать педиатра или терапевта на дом.
Началось с того, что один из его основателей — IT-специалист Виктор Белогуб узнал об успехе французской частной компании SOS Médecins, пишет "Секрет фирмы". Эта компания работает около 50 лет и совершает около 6 млн вызовов в год, при этом у нее нет приложения, а врачи приезжают по графику. Разработчики решили построить нечто похожее на SOS Médecins, но с бо́льшим уклоном в технологии.
Спустя примерно год работы в стартап инвестировали "Яндекс" и фонд Baring Vostok. Это позволило компании расшириться: появилась возможность вызывать не только терапевтов и педиатров, но и медсестер и узких специалистов — врачей-ЛОРов и невропатологов. Сегодня это один из самых заметных примеров "убера" в медицине в России. В планах разработчиков — выход за пределы Москвы и МО в другие регионы.
Сопроводить ребенка в школу
В 2015 году Анна Филиппова жила в США. Она замечала, что ее соседка часто вызывает сопровождающих для своих детей. Эта услуга для американцев совершенно повседневная. Вернувшись в Москву, Анна увидела, что в России такого сервиса еще нет. Вскоре она создала фирму KidsWay.
"Почему мы "убер"? Наш сервис, как и в случае Uber, относится к экономике совместного пользования, — говорит Анна. — У нас есть площадка, где встречаются заказчики и исполнители, зарегистрированные в нашей базе. Этот сайт со сложным "внутренним миром" с технологической точки зрения. У исполнителей есть рейтинг, отзывы от клиентов. Услуга сопровождается кучей сервисов — например, уведомления в мессенджере: ребенка привезли в школу, забрали из школы, привезли домой. Сейчас у заказчиков и исполнителей есть личные кабинеты на сайте: первые отслеживают там историю выполнения работы, а вторые — принимают заказы. Вскоре мы разработаем для сопровождающих мобильное приложение, где они смогут получать заказы".
Отличие от классического "убера" в том, что нельзя получить разовую услугу: договор с заказчиком заключается на месяц и более. Есть график выполнения работ, и у ребенка есть постоянная сопровождающая.
"Нужно, чтобы ребенок знал: в ближайшие полгода его будет отвозить в школу тетя Лена, иногда тетя Маша, — объясняет она. — И мы должны знать все обстоятельства заказчика перед тем, как отправлять сопровождающую. Полностью "уберизировать" в этом смысле такой сервис невозможно".
Конечно, есть сайты объявлений по типу YouDo, на которых можно найти человека для оказания разовой услуги: от того же сопровождения ребенка в школу до покраски забора. Но это, по словам Филипповой, не подходит ее клиентам. "Вы можете договориться с исполнителем, но, если он заболеет или поменяет планы, вы останетесь без услуги. Сайт объявлений не гарантирует, что это надежный человек. Отличие нашего сервиса в том, что мы гарантируем выполнение услуги: если не может приехать одна сопровождающая — приедет другая. А еще мы проводим проверку всех, кто с нами работает".
Сопровождающие — это женщины 45–47 лет. Требования: опыт работы с детьми, свой автомобиль. Обычно сопровождающих заказывают для того, чтобы они возили детей в школу и из школы.
"Мы смотрим на стаж вождения, на то, какие были штрафы от ГИБДД. Не работаем с теми, у кого есть штрафы за превышение скорости. Хорошо водить машину — это важно. А еще скоро мы будем отправлять женщин "прокачивать" навыки на курсы безаварийного вождения".
Сервис работает в Москве и ближнем Подмосковье. Анна Филиппова думала о том, чтобы выйти с ним в регионы, но, изучив рынок, поняла, что это не будет востребовано. Услуга недешевая — около 25 тыс. рублей в месяц. А вот в Москве няня обходится в разы дороже, поэтому спрос на сопровождающих растет. У компании около 300 постоянных заказчиков и примерно 150 — те семьи, которым периодически нужна помощь с ребенком.
"Сейчас мы смотрим на крупные города в Восточной и Центральной Европе, — уточняет Филиппова. — Там будем пробовать масштабировать сервис".
Уборка могил
В 2008 году Михаил Свердлов занимался поиском захоронений и приведением в порядок кладбища в родном Нижнем Новгороде вместе с группой волонтеров, которую он собрал. Все началось с личной истории: его бабушка не нашла могилу родственницы, он отправился помочь, но тоже не смог найти. В течение года он с другими добровольцами из еврейской общины города оцифровывал захоронения. Они фотографировали все могилы и наносили их на карту. Когда кладбище было полностью перенесено в электронный вид, Свердлов задумался об онлайн-сервисе по уходу за могилами. "У нас было два пути — получать гранты или переходить в коммерцию. Я не хотел связываться с грантами и открыл сервис по поиску и уходу за захоронениями, который четыре года назад трансформировался в Pomnim.pro. Теперь это не только еврейские кладбища, но и четыре больших кладбища в столице. Начинали мы с Нижнего Новгорода, а теперь бо́льшую часть работы делаем в Москве, и сервис есть в 30 городах России".
Что есть у компании? Базы захоронений с фотографией каждой могилы, карты захоронений, софт и бизнес-процессы. "Сейчас оцифровано 3,5 млн захоронений", — говорит Свердлов. Есть сайт, где заказчики могут быстро купить услугу. И есть база исполнителей, готовых выполнить работы зачастую день в день. В Москве это 50–70 человек, как физлица, так и фирмы. В небольших городах — по несколько человек. В год исполнители убирают по несколько тысяч могил. "Сейчас у нас автоматизировано все, кроме работы с исполнителями и отчетов. Мы передаем заявки исполнителям вручную, — продолжает он. — В следующем году мы запускаем платформу, где уже есть биржа исполнителей и весь жизненный цикл заказа: исполнители сами будут брать заказы в приложении, а заказчики — подтверждать выполнение работ".
Примерно 40% заказчиков — это люди, которые живут не в России. Они не всегда могут приехать, чтобы побывать на могиле родственника, но не хотят, чтобы захоронение было в запустении.
По словам Свердлова, у него нет в России конкурентов: бо́льшая часть компаний, предлагающих уход за могилами, не имеют такой оцифрованной базы, у них нет онлайн-сервиса, охватывающего несколько десятков городов. И нет такой более или менее автоматизированной системы, где исполнители "ловят" заказы.
Сейчас разработчики видят свое развитие в охвате столиц в СНГ и в том, чтобы появиться на госуслугах. "Мы обсуждаем эту возможность с Открытым правительством Москвы, Минстроем и муниципальными администрациями, — говорит Михаил Свердлов. — В настоящее время нельзя оплатить подобную услугу на государственном портале, но мы видим, что это востребовано везде — и в крупных, и в маленьких городах. И мы готовы к тому, чтобы взять на себя эти заказы".
Анастасия Степанова