МОСКВА, 6 августа. /ТАСС/. Российский автомобильный рынок постепенно накапливает негативные тенденции. Снизился горизонт планирования, а ожидания роста цен и новых реформ в господдержке добавляют неопределенности, отмечают опрошенные ТАСС отраслевые эксперты.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июле 2018 года рост продаж новых легковых автомобилей и LCV (легкие коммерческие автомобили) в России составил 10,6% год к году (до 143,45 тыс. машин), постепенно замедлившись с январских 31,3% (102,46 тыс.).
Комментируя итоги июля, глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер сохраняет сдержанный оптимизм, отмечая основным драйвером роста позитивную тенденцию в росте доверия потребителя, подталкивающего его сменить старый автомобиль на новый. Опрошенные ТАСС эксперты согласны с этим, но других значимых поводов для оптимизма не находят, отмечая ряд тревожных рыночных тенденций.
Как отмечает президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Олег Мосеев, горизонт планирования участниками рынка снизился до нескольких месяцев. "А в перспективе больше года рынок на перепутье, кто-то верит в его подъем, кто-то нет", - говорит он.
Популярность бестселлеров снижается
Согласно данным АЕБ, из 25 самых популярных моделей у девяти в июле отмечается снижение продаж, причем три модели - в пятерке традиционных хитов рынка. Так, у второй после Lada Vesta по популярности в России модели - Kia Rio продажи июле 2018 года составили 7,8 тыс. авто (минус 7% к июлю 2017 года), у Lada Granta (третье место) продажи снизились к июлю 2017 года на 6,5%, до 7,6 тыс. машин. Пятый в топе Hyundai Solaris реализован в количестве 5,35 тыс. машин, что на 23% меньше, чем в июле 2017 года.
"Снижение продаж самых популярных моделей, за исключением ожидающей обновления Lada Granta, связано с приостановкой госпрограмм "Первый и семейный автомобили", - отмечает Олег Мосеев. - Именно эти бюджетные модели пользовались наибольшим спросом и оказались наиболее чувствительны к отмене предлагавшейся скидки в 10%".
К началу июня по госпрограммам было реализовано около 97 тыс. машин. Недавно Минпромторг заявил о возобновлении программ, обещая реализовать дополнительно 45,1 тыс. автомобилей. "Но перспективы этих продаж не ясны: часть обещанных средств пойдет на компенсацию предыдущего периода. Пока банки - участники не начинают новых продаж", - отмечает Мосеев.
Низкая база
"В целом замедление рынка было ожидаемо, - говорит Мосеев. - Сказывается эффект низкой базы в начале прошлого года". Кроме того, автопроизводители реализовали долго сдерживаемый рост цен. Согласно оценке аналитического агентства "Автостат", за январь - июнь 2018 года новые легковые автомобили в России в среднем подорожали на 7,4%, а с начала кризиса в сентябре 2014 года - уже на 59%.
"В ближайшие месяцы авторынок останется на положительной территории", - добавляет Владимир Мирошников, директор по развитию компании "Рольф".
Предновогодний рост
К новому году рост авторынка может даже ускориться, но за счет краткосрочного фактора, что усиливает опасения в дальнейшем. "Мы ожидаем дополнительный рост продаж перед Новым годом", - отмечает Татьяна Кофанова, руководитель группы автомобильного сектора Deloitte. Она напоминает, что с 1 января 2019 года повышается НДС до 20%. "Также мы прогнозируем увеличение утилизационного сбора до 20%, - говорит Кофанова. - В этой связи основное повышение стоимости автомобиля для потребителя произойдет в следующем году".
По мнению Мирошникова, рынком уже сейчас движет реализация отложенного спроса и ожидание роста цен на автомобили. "Одномоментного повышения цен на автомобили ждать не стоит, - отмечает он. - Но прайс-листы будут корректироваться практически ежемесячно". По его мнению, к 1 января они уже будут приведены к новым рыночным реалиям. "Многие не захотят упустить возможность купить автомобиль по текущим ценам, до подорожания", - добавляет он.
"Но повышение НДС особенно болезненно отразится на покупателях автомобилей бюджетного сегмента, производство которых локализовано в России, тогда как аудитория премиум-брендов менее чувствительна к росту цен", - добавляет Мирошников.
Новый фактор неопределенности
Ранее Минпромторг предложил ввести балльную систему оценки для подтверждения в целях господдержки российского происхождения автомобилей. "Изменения, в случае принятия, вступят в силу с 1 января 2019 года, - говорит Кофанова. - А результатом усиления требований по локализации будут дополнительные инвестиции и затраты для компаний автомобильного сектора, что также повлияет на увеличение цен".
Те же, кто не сможет выполнить новые требования, рискуют потерять господдержку. "Это не сразу, но также неминуемо скажется на цене, - добавляет Мосеев. - А поскольку сейчас рынок покупателя, повышение цен не будет выгодным решением для производителей из-за угрозы потери доли рынка".
Рост в кредит
Эксперты соглашаются, что рынок сдерживает слабый рост покупательской способности. "Сегодня однозначно рынок покупателя, - отмечает Мосеев. - И таким остается в ближайшей перспективе". Основным фактором, толкающим продажи, остается рост кредитования. "Сейчас почти 50% машин продается в кредит, что постепенно приближает нас к западным рынкам, где в кредит реализуется 70-90% автомобилей", - добавляет он.
"Участники рынка будут искать дополнительные возможности для увеличения продаж, например с помощью расширения программ автокредитования, как государственных, так и собственных", - отметила Кофанова. "Практически у всех брендов есть специальные кредитные предложения. По некоторым из них ставки от 0% годовых. Также благодаря снижению ставок автокредитование проникает на рынок автомобилей с пробегом", - добавляет Мирошников.