В сентябре 2001 года, когда рынок переживал крах "пузыря доткомов" и последствия 9/11, Amazon столкнулась с одним из самых серьезных падений бумаг — до $5,97 за акцию. Но за 17 лет интернет-ретейлер прошел большой путь, став второй американской компанией, чья капитализация превысила на торгах $1 трлн.
К $1 трлн за 21 год
Хотя в итоге торги 4 сентября 2018 года и закончились ниже заветной цифры — в конце дня компания стоила около $995 млрд, — важна скорость, с которой она пришла к этому рубежу. Если Apple понадобилось для этого 38 лет, то Amazon справилась за 21 год.
Напомним, ранее в августе первой американской компанией, достигшей заветной триллионной капитализации, стала Apple. Ее общая стоимость на NASDAQ составляет $1,1 трлн. Тогда инвесторы остались довольны рекордными квартальными результатами компании.
Amazon, кстати, незадолго до этого тоже смогла похвастаться рекордными показателями за всю историю своей деятельности: в апреле — июне прибыль компании выросла до $2,5 млрд по сравнению с $197 млн за аналогичный период годом ранее. Но в краткосрочном периоде ей это не помогло — упавший в конце июля Facebook утянул за собой вниз почти все компании FAANG (аббревиатура из названий пяти самых популярных хай-тек-компаний — Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google).
Рыночные "весы"
Еще в кризис 2001 года Джефф Безос объяснял скептически настроенным сотрудникам, что в краткосрочной перспективе рынок ведет себя как "машина для голосования", где результат зависит от количества "за" и "против" инвесторов, а в долгосрочной — как "весы", когда внутренняя стоимость акций в конечном счете отражается на их цене (авторство фразы принадлежит экономисту Бенджамину Грэму — прим. ТАСС). В итоге за минувший месяц акции Amazon восстановились и выросли на 14%. Всего с начала 2018 года бумаги компании подорожали больше чем на 70%.
Успех интернет-ретейлера сделал Джеффа Безоса богатейшим человеком в мире. А после торгов 4 сентября его состояние выросло еще на $2,11 млрд и достигло $168 млрд. Это следует из ежедневно обновляемого Bloomberg Billionaires Index. При этом состояние его ближайших "соседей" — Билла Гейтса и Уоррена Баффета — составляет только $97,8 млрд и $87 млрд соответственно.
Кроме квартального отчета помог компании июльский Amazon Prime Day — специальная распродажа по аналогии с известной "черной пятницей". В 2018 году она стала "крупнейшей в истории", а капитализация компании во время нее превысила $900 млрд.
Аналитик группы Finam Леонид Делицын предположил, что президент США Дональд Трамп воспользуется случаем и назовет успехи высокотехнологичных компаний результатом своей политики и свидетельством роста американской экономики.
Следующие претенденты
Первой компанией в мире, достигшей капитализации в $1 трлн, стала китайская корпорация Petrochina в январе 2007 года после своего IPO. Сейчас компания стоит около $207 млрд.
Следующими претендентами, близкими к порогу в $1 трлн, остаются технологические компании Microsoft и Alphabet Inc. (материнская компания Google), оценивающиеся в $854,5 млрд и $840,3 млрд соответственно.
Леонид Делицын обратил внимание, что фактически в каждом секторе IT-рынка сформировался квазимонополист, что на самом деле очень нравится инвесторам, так как вселяет в них уверенность. Так, Amazon занимает сегмент электронных продаж, у Apple очень лояльная аудитория и большой объем проданных устройств, Microsoft удерживает нишу стационарных компьютеров и программного обеспечения для них, а Google делит с Apple сектор не только мобильных устройств, но и мобильных операционных систем.
По мнению эксперта, можно с уверенностью говорить, что на рынке высокотехнологичных компаний надут пузырь. Но с другой стороны, уже не первое десятилетие многие экономисты поддерживают идею регулируемого пузыря или "мягкой истерии" вокруг этих компаний. Тем более они чрезвычайно прибыльные, сохраняют высокие темпы роста и стоят на передовой развития высоких технологий вообще и искусственного интеллекта в частности.
Созданная в 1994 году Amazon занимается продажей товаров и услуг через интернет. Ассортимент предлагаемых товаров чрезвычайно широк — книги, бытовая техника, детские игрушки, пищевые продукты, хозяйственные и спортивные товары и многое другое. Помимо США компания имеет представительства в других странах.
Новые пути
И Apple, и Amazon пришли к триллионному рубежу, последовательно улучшая свои главные продукты. Эксперты назвали основные направления, которые могут стать драйвером дальнейшего роста для интернет-ретейлера:
• Облачный сервис (AWS, Amazon Web Services).
За год он принес компании выручку почти на $25 млрд. При этом за минувший квартал продажи подскочили на 49%. И что еще более важно, AWS остается самым прибыльным подразделением — на его долю приходится 55% дохода компании.
• Аптечный бизнес.
Рынок рецептурных лекарств в США стоит около $450 млрд. Пока Amazon только делает первые шаги на нем — в июне компания купила интернет-аптеку PillPack. Но участники американского рынка здравоохранения уже видят в этом серьезную угрозу для главных аптечных сетей.
• Реклама.
До гигантов онлайн-рекламы типа Google и Facebook, которые за второй квартал 2018 года заработали на ней $28 млрд и $13 млрд соответственно, компании еще, конечно, далеко. За этот же период продажи рекламного бизнеса Amazon немногим превысили $2 млрд. Но у компании еще все впереди, считают эксперты.
• Искусственный интеллект и голосовой помощник Alexa.
Сейчас, несмотря на сравнительно успешное внедрение Alexa в работу компании, ее финансовый результат остается неочевидным. Эксперты считают, что успех зависит от того, сможет ли Amazon превратить Alexa в платформу для крупных разработчиков и сделать ее, по сути, голосовой технологией для будущих приложений.
• Розничная торговля.
Успех прошлогодней сделки по приобретению Whole Foods (сеть супермаркетов, специализирующаяся на органических продуктах питания — прим. ТАСС) поможет Amazon в развитии и других частей своего бизнеса, например, таких, как доставка свежих продуктов.
Критика со стороны властей
Дональд Трамп неоднократно обвинял Amazon в уклонении от уплаты налогов, притеснении мелких ретейлеров, которые не могут конкурировать с компанией, и злоупотреблении почтовыми услугами.
Критика Amazon может быть связана и с неприязнью Трампа к газете Washington Post, которой владеет Джефф Безос и которую президент США регулярно обвиняет в создании фейковых новостей.
Американский лидер даже неоднократно использовал единый хештег #AmazonWashingtonPost.
Не отстает от Трампа и его бывший соперник на президентских выборах 2016 года сенатор Берни Сандерс, заявляющий о тяжелых условиях труда и неоправданно низкой зарплате некоторых категорий сотрудников Amazon.
Компания в свою очередь критику отвергает.
Арина Раксина