Все новости
Обновлено 

СП сочла оптимистичным заложенный в бюджете курс рубля при падении нефтяных цен

В Счетной палате также отметили, что степень согласованности прогнозов правительства и Банка России понизилась

МОСКВА, 15 октября. /ТАСС/. Счетная палата (СП) считает слишком оптимистичным заложенный в бюджете на 2019-2021 годы курс рубля в сценарии сильного падения цен на нефть. Об этом говорится в заключении ведомства на проект бюджета, которое имеется в распоряжении ТАСС.

"Представляется, что заложенная в основу консервативного варианта гипотеза об умеренном ослаблении курса национальной валюты в условиях существенного снижения нефтяных цен избыточно оптимистична, даже при наличии компенсирующих механизмов, связанных с реализацией бюджетного правила", - говорится в документе.

Прогноз, одобренный правительством РФ, который использовался для составления проекта федерального бюджета на 2019-2021 годы, был разработан в двух вариантах - базовом и консервативном. Оба варианта предусматривают понижательную динамику цен на российскую экспортную нефть марки Urals.

В базовом варианте цены снижаются на протяжении всего прогнозного периода: с $69,6 за баррель в 2018 году до $57,9 в 2021 году и до $53,5 в 2024 году. В консервативном варианте Urals резко дешевеет к 2020 году до $42,5 за баррель, и в дальнейшем прогнозируется слабый рост цен до $43,3 за баррель в 2021 году и до $45,9 в 2024 году.

При этом если в динамике нефтяных цен есть существенные различия, то прогнозная динамика курса рубля в базовом и консервативном вариантах различается меньше. Так, в базовом варианте ожидается ослабление национальной валюты с 61,7 рубля за доллар в 2018 году до 63,9 рубля за доллар в 2019 году, до 64 рублей за доллар к 2021 году и до 68 рублей за доллар к 2024 году; в консервативном - до 65,7 рубля за доллар в 2019 году, до 67,5 рубля за доллар в 2021 году и до 69,9 рубля за доллар к 2024 году.

"По мнению Счетной палаты, существенное снижение нефтяных цен может приводить к более существенной коррекции курса", - указывают в ведомстве.

Дивиденды

СП допускает, что бюджет может недополучить дивиденды в 2019 году на сумму 392,3 млрд рублей, в 2020 году - 423,5 млрд рублей, в 2021 году - 491,3 млрд рублей. 

"Счетная палата отмечает, что существуют риски уменьшения доходов федерального бюджета 2019 году - в сумме 656,5 млрд рублей, в 2020 году - 701,0 млрд рублей, в 2021 году - 878,5 млрд рублей, в том числе по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, - 392,3 млрд рублей, 423,5 млрд рублей, 491,3 млрд рублей соответственно", - говорится в документе контрольного ведомства.

Согласно предусмотренному законопроектом прогнозу поступления от дивидендов в 2019, 2020, и 2021 годах составят 588,3 млрд рублей, 626,1 млрд рублей и 675,2 млрд рублей соответственно. В материалах, представленных к законопроекту, отсутствуют расчеты доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим РФ.

Помимо дивидендов бюджет в 2019 году может недополучить по платежам при пользовании природными ресурсами 49 млрд рублей, по прочим неналоговым доходам федерального бюджета - 209,5 млрд рублей. В 2020 году бюджет РФ может недополучить поступлений по акцизам на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории РФ, на сумму 72,9 млн рублей, по платежам при пользовании природными ресурсами - 49,8 млрд рублей, по прочим неналоговым доходам федерального бюджета - 220,8 млрд рублей.

НДПИ

СП также считает, что бюджет в 2021 году может недополучить 141 млрд рублей налога на добычу горючего природного газа. "По мнению Счетной палаты, существуют риски недопоступления налога на добычу газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья в 2021 году в сумме 141,016 млрд рублей", - говорится в документе.

Счетная палата отмечает, что в законопроекте бюджета прописано получение 587,6 млрд рублей от НДПИ на добычу газа. При этом прогноз ФНС существенно меньше - 446,6 млрд рублей. "Прогноз поступлений НДПИ на природный газ должен составить 446,6 млрд рублей, или на 141,0 млрд рублей, или на 24% меньше суммы, учтенной в законопроекте", - сказано в документе.

Ранее замминистра финансов Илья Трунин сообщил, что правительство предложило ввести для "Газпрома" повышающий коэффициент при расчете НДПИ в период с 1 сентября по 31 декабря 2018 года с текущих 1,4022 до 2,055. В результате бюджет получит дополнительно 72 млрд рублей, что компенсировало бы недополученные дивиденды от компании за 2017 год.

Согласованности прогнозов правительства и ЦБ 

Степень согласованности прогнозов правительства и Банка России понизилась, говорится в заключении СП. Следует также отметить, что степень согласованности прогнозов правительства Российской Федерации и Банка России понизилась по сравнению с аналогичным прошлогодним прогнозом", - отмечается в документе.

В частности, в базовых вариантах прогноза на 2018-2020 годы ЦБ и правительство исходили из одинакового уровня инфляции (4%) и практически одинаковых цен на нефть, которые в их прогнозах различались лишь на $0,2 за баррель в 2018 году и $0,4 за баррель в 2019 году. "Однако разница по цене на нефть в рассматриваемых прогнозах возросла до $3,4 за баррель в 2019 году и $4,7 за баррель в 2020 году", - говорится в документе.

Кроме того, в прогнозе, заложенном в бюджет, предполагается, что инфляция в 2019 году составит 4,3%, в то время как Банк России прогнозирует ее на уровне 5-5,5%.

В прогнозе для бюджета предполагается, что, несмотря на имеющиеся негативные факторы, политика Банка России позволит обеспечить в 2019 году сравнительно небольшое превышение инфляции над целевым уровнем (4,3% по сравнению с 4%).

"Данный аргумент представляется неудовлетворительным, так как сам Банк России оценивает инфляционную ситуацию иначе. При этом задачи по поддержанию ценовой стабильности возложены действующим законодательством именно на него", - говорится в заключении контрольного ведомства.