Польская энергетическая компания PGNiG подписала с американской компанией Venture Global LNG в среду 20-летний контракт на поставки в Польшу 2 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год. Одновременно глава PGNiG Петр Возняк заявил на пресс-конференции, что долгосрочный контракт на поставки в Польшу российского природного газа в 2022 году "просто закончится".
Он также утверждал, что американский СПГ будет обходиться Польше почти на 30% дешевле, чем российский газ.
Это утверждение выглядит довольно странно, ведь буквально пару недель назад МИД Германии, объясняя важность строительства газопровода "Северный поток - 2", отметил, что американский СПГ на европейском рынке попросту неконкурентоспособен, поскольку обходится почти на треть дороже, чем трубопроводный газ из России.
Напрашиваются два предположения: либо американцы, чтобы вытеснить российского конкурента, решили торговать с Польшей себе в убыток; либо, что гораздо более вероятно, подписанный контракт имеет лишь незначительное отношение к бизнесу, а на самом деле в основе лежат лишь политические амбиции польских властей, которые готовы на корню продаться США, лишь бы заручиться их покровительством в противостоянии с соседями.
Частичная замена
Польша потребляет в год 15 млрд кубометров газа. Треть этого объема она добывает самостоятельно на своей территории, а остальное получает за счет импорта. Главный поставщик газа в Польшу - российский "Газпром", на основании долгосрочного контракта с которым страна может ежегодно приобретать 10,2 млрд кубометров газа.
Активно покупая российский газ, а также являясь его транзитером через трубопровод "Ямал - Европа", власти Польши в то же самое время то и дело бездоказательно обвиняли РФ в том, что она использует газовые поставки в политических целях. Тональность обвинений заметно возросла после прихода к власти в США президента Дональда Трампа, который активно выступает против строительства "Северного потока -2", грозя участникам проекта санкциями и одновременно пытаясь навязать европейским партнерам американский СПГ.
Контракт, подписанный польской стороной, предусматривает ежегодную поставку 2 млн тонн американского СПГ, благодаря чему после регазификации на терминале в Свиноуйсьце Польша будет получать 2,7 млрд кубометров газа. Впрочем, не факт, что этот газ дойдет до польских потребителей: компания будет закупать СПГ по формуле "free on board", что позволяет ей начинать распоряжаться приобретенным газом еще в порту отправления, решая, отправлять его в страну или перепродать с доставкой в любую другую точку мира.
В любом случае понятно, что американский СПГ сможет лишь отчасти заместить те объемы, которые Польша до настоящего времени получала из России. Тем не менее, по словам главы PGNiG, контракт с "восточным поставщиком", то есть "Газпромом", в 2022 году "просто закончится". Для восполнения недостающих объемов Польша намеревается увеличить закупки СПГ, в частности у США и Катара. Другая возможность - строительство газопровода Baltic Pipe, который в проекте должен соединить Польшу с норвежским шельфом через Данию.
Все-таки политика
По словам премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого, подписанный контракт повышает конкурентоспособность республики в энергетической сфере. Как указал премьер, польские власти, руководившие страной в 2007-2015 годах, намеревались подписать договор с "Газпромом" до 2037 года. "Это были бы газовые кандалы и зависимость от России на многие годы", - заявил Моравецкий, добавив, что нынешние власти избрали курс на сотрудничество с США.
Возняк обосновал поворот в сторону американского СПГ экономическими причинами. "Это будет на 20 с лишним процентов, почти на 30% дешевле, чем российский газ", - утверждал он.
Между тем в начале октября МИД ФРГ, отвечая на выпады Вашингтона по поводу якобы существующей "энергетической зависимости" Германии от России, указал, что американский СПГ неконкурентоспособен, поскольку обходится европейским покупателям на 30% дороже по сравнению с трубопроводным газом из России. Берлин сложно заподозрить в чрезмерных симпатиях к России, поэтому остается предположить, что на самом деле его расчеты цены более точны, а поляками в данном случае движет не экономический расчет, а политические пристрастия.
Собственно говоря, эти пристрастия ясно сформулировал на днях экс-министр обороны Польши Антоний Мачеревич. Он и в бытность министром отличался радикальностью высказываний, а уж в ранге отставного политика может не стесняться в выражениях. Так вот, по его словам, Россия и Германия "хотят задушить как Польшу, так и Центральную Европу, и навсегда поставить их в зависимость от собственной политической и экономической мощи".
В этой ситуации, по мнению экс-министра, главным союзником Варшавы является Вашингтон, а ключевыми задачами политики Польши являются создание на своей территории американских военных баз и борьба со строительством "Северного потока - 2".
По сути высказывания Мачеревича отражают тот курс, которым следуют польские власти. Зажатая между Россией и Германией Польша в последние годы активно возрождает национализм и былые державные амбиции. При этом польские власти прекрасно осознают, что подкрепить эти амбиции им нечем, поэтому сделали ставку на поддержку со стороны Вашингтона. А в обмен на эту поддержку готовы на многое, даже на заведомо невыгодные экономические проекты.
При этом Варшава, стараясь избежать мнимой зависимости, попадает в зависимость вполне реальную, но это обстоятельство польские власти, похоже, не смущает.
Альтернативы нет
Стоит отметить, что заявления об освобождении от "российской зависимости" делаются польскими властями на фоне увеличения закупок российского газа. По словам официального представителя "Газпрома" Александра Куприянова, в этом году российская компания увеличила поставки газа в Польшу почти на 10%.
В этом смысле Польша напоминает Украину, власти которой уже не раз объявляли об "окончательном разрыве" с Россией, при этом на деле увеличивают закупки антрацита в РФ.
По словам заместителя министра энергетики РФ Анатолия Яновского, российский трубопроводный газ является безальтернативным товаром для европейского рынка. "Ни американцы, ни катарцы, ни норвежцы, ни африканцы не могут поставить такие объемы за такую низкую цену", - отметил замминистра.
Он считает, что России следовало бы дать европейским партнерам попробовать договориться с остальными поставщиками. "Они в итоге все равно к нам вернутся, лишние деньги никто тратить не хочет", - полагает Яновский.
Разумеется, эти рассуждения справедливы лишь в том случае, когда речь идет о бизнесе, как с Германией, а не о политике, как с Польшей. В любом случае прекращение действия контракта с Польшей не будет иметь для России никакого экономического эффекта - покупатели на российский газ и без того в очереди стоят. А вот для самой Польши чересчур решительный поворот в сторону США вместо декларируемого суверенитета и роста конкурентоспособности грозит обернуться зависимостью и экономическим упадком.
Андрей Низамутдинов