24 ОКТ, 16:30 Обновлено 10 ЯНВ, 15:15

Госбанки — в небо. Какой может стать новая региональная авиакомпания

Сбербанк и ВТБ планируют построить партнерские отношения с будущим перевозчиком

О работе Сбербанка и ВТБ над созданием авиакомпании для региональных перевозок стало известно еще осенью 2018 года.

Тогда глава ВТБ Андрей Костин раскрыл немного деталей — возможный размер инвестиций в проект и расчетные сроки, когда его могут представить в правительство. А заявления представителя Сбербанка пролили свет на возможную модель будущей авиакомпании.

И в начале 2019 года СМИ узнали, что ее могут создать на базе Utair. 

До 10 млн человек в год

Ранее газета "Ведомости" со ссылкой на источники написала, что еще в начале года правительство поручило Сбербанку и ВТБ создать нового авиаперевозчика. Но позднее глава ВТБ Андрей Костин опроверг данные об "указании сверху" и объяснил, что идея родилась у его коллеги из Сбербанка Германа Грефа.

Авиакомпанию планируют создать в 2019 году. А ее ежегодный пассажиропоток должен составить 6–10 млн человек.

Сейчас только две российские авиакомпании перевозят больше 10 млн пассажиров: "Аэрофлот" и S7 Group — 50,1 млн и 14,3 млн в 2017 году соответственно. А крупнейшая региональная авиакомпания — "Ямал" — перевезла в 2017 году 1,8 млн человек, а за январь — август 2018 года — 1,4 млн.

Консультантом проекта стала Bain & Company. Именно с учетом результатов ее работы будет определен состав аэропортной сети, какие именно это будут аэропорты — грунтовые для малой авиации или в крупных городах для магистральных судов, и из каких самолетов сформируют флот.

Инвестиции не менее $1 млрд

ВТБ и Сбербанк инвестируют в совместный проект не менее $1 млрд. Об этом сообщил Андрей Костин. "А может и больше", — ответил он на вопрос, составят ли инвестиции в авиакомпанию $1 млрд. При этом банки планируют поделить вложения поровну.

В ВТБ уточнили, что проект будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).

Консолидация "слабых"

При этом Сбербанк не планирует становиться акционером этой компании, уточнил позднее первый зампред правления кредитной организации Лев Хасис. "Наше участие будет сводиться к консультационной помощи и помощи в обеспечении такой компании, если она будет создана, парком воздушных судов на условиях лизинга", — заявил он. ВТБ также согласился с этой позицией. "Для нас идеальный вариант все-таки, что мы как бы в лизинге — это финансовый лизинг, скорее. А все-таки компанию-оператора найти на рынке профессиональную, я бы так сказал. Если мы найдем какого-то оператора, то, соответственно, он и будет заниматься, а мы просто будем через лизинговые компании предоставлять лизинг самолетов", — объяснил Костин.

Но, вероятно, речь не идет о создании нового перевозчика с нуля. Первоначально Хасис рассказывал, что инициатива была призвана помочь консолидироваться мелким, слабым региональным компаниям, у которых нет возможности развивать флот и часть которых находится в тяжелом финансовом состоянии. Позднее "Ведомости" сообщили, что банки рассматривают возможность привлечения авиакомпании Utair для создания на ее базе нового перевозчика. Один вариант — забрать для этого проекта Utair путем конвертации долга перед Сбербанком в акции, отмечается в публикации. На Сбербанк приходится свыше половины всего банковского долга авиакомпании. Другим вариантом может стать заключение с Utair соглашения о перевозках.

Также уже известно, что "Аэрофлот" в проекте по созданию новой авиакомпании участвовать не будет. Об этом сообщил гендиректор перевозчика Виталий Савельев.

При этом в "Аэрофлоте" не опасаются конкуренции. "Наоборот, если они смогут эту капиллярную сеть поднять, мы получим больше пассажиров на фидерных рейсах (подвозных рейсах до крупного хаба — прим. ТАСС) и магистральных", — подчеркнул руководитель компании.

Еще летом 2018 года компания объявила о планах по созданию сети хабов в российских регионах. А в сентябре СМИ со ссылкой на источники назвали главные города-кандидаты, где эти хабы могут появиться.

Субсидирование и поддержка

Минтранс поддержал идею Сбербанка и ВТБ по созданию новой авиакомпании, об этом заявил его глава Евгений Дитрих. В ведомстве ожидают, что ее появление способствует конкуренции и снижению цен на билеты.

Министр транспорта также отметил, что, вероятно, авиакомпания будет использовать и российские, и иностранные самолеты.

Росавиация со своей стороны готова субсидировать новую авиакомпанию и помочь с консультациями по выбору типа самолетов в парке и маршрутов в обход московского авиаузла (МАУ).

В целях майского указа

СМИ связали совместный проект Сбербанка и ВТБ с необходимостью выполнения майского указа президента. В нем глава государства поручил за шесть лет довести долю межрегиональных авиаперевозок — минуя Москву — до 50% от общего числа внутрироссийских регулярных маршрутов. Росавиация оценила расходы на развитие межрегиональных перевозок в 184,2 млрд рублей.

Кроме того, власти продлили действие нулевой ставки НДС для рейсов в Крым, Калининград и на Дальний Восток. Также Минфин предложил обнулить НДС для всех внутренних межрегиональных рейсов, летящих не через Москву. Сейчас эта ставка составляет 10%.

Еще весной Центр стратегических разработок (ЦСР) также оценил перспективы развития региональных авиаперевозок. Так, по расчетам его специалистов, авиационные пассажиропотоки могут вырасти в 1,8 раза до 2024 года и в три раза до 2035 года. При этом в ЦСР подсчитали, что общий объем бюджетных инвестиций в авиационную отрасль до 2024 года составит 230 млрд рублей.

Много вопросов и задач

На нынешнем этапе перед создателями будущей компании стоит очень много вопросов и задач, которые предстоит решить, считает директор аналитического департамента инвесткомпании "Регион" Валерий Вайсберг. По его мнению, с одной стороны, участие Сбербанка и ВТБ в этом проекте оправдано наличием у них крупных дочерних лизинговых компаний (многие авиаперевозчики используют самолеты, взятые в аренду у Сбербанка и ВТБ — прим. ТАСС), а значит, скорее всего, основной объем инвестиций в проект пойдет именно на формирование флота и финансовый лизинг. С другой стороны, отсутствие пока в проекте профильного авиационного соинвестора оставляет вопросы о будущих перспективах — какая менеджерская команда возглавит компанию, как будут набирать пилотов, работников для наземного обслуживания и других технических служб.

Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) и советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин в свою очередь считает, что без таких крупных государственных банков было бы сложно создать новый проект в авиационной отрасли. А он очень будет очень востребован на рынке, где большинство рейсов выполняется через московский авиационный узел. "Создание нового перевозчика повысит конкуренцию между авиакомпаниями и поможет прежде всего пассажирам, которые получат больше предложений и вариантов по маршрутам", — отметил эксперт. Он также рассчитывает, что развитие региональных перевозок, в рамках которого появится и новая компания, приведет к:

  • увеличению числа прямых межрегиональных маршрутов;
  • освобождению их от НДС;
  • росту числа российских самолетов на этих рейсах;
  • переходу внутренних рейсов в российские системы бронирования.

Что касается авиационного парка компании, Валерий Вайсберг предположил, что он может в итоге состоять поровну — по десять штук — из отечественных и зарубежных машин. Плюс российских самолетов, по мнению Дмитрия Горина, заключается в их свободе от валютного лизинга, что важно на фоне колебаний валютного рынка из-за геополитической напряженности. С другой стороны, остается вопрос технической надежности, отметил Валерий Вайсберг, — иностранные самолеты уже проверенные, а на МС-21, например, будет нужно дополнительное обучение пилотов.

Арина Раксина

Читать на tass.ru
Теги