22 октября 2018, 16:55

Забронированное небо. Грозит ли российским авиакомпаниям остановка работы?

Вячеслав Прокофьев/ ТАСС
В S7 предупредили о таком риске из-за предложенных Минтрансом мер по защите персональных данных россиян

В S7 Group заявили о возможной приостановке работы отечественных авиакомпаний из-за инициативы властей перенести в Россию серверы бронирования и продажи авиабилетов на внутрироссийские рейсы. Об этом сообщила газета "Ведомости"

Такие опасения со стороны компаний звучат уже не в первый раз.

С чего все началось?

1

Еще в июле Минтранс опубликовал проект постановления правительства о "Требованиях к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок".

Согласно документу, все сервера и базы данных систем, обеспечивающих:

  • бронирование и продажу билетов на внутрироссийские перелеты,
  • регистрацию пассажиров,
  • взаиморасчеты

с 1 января 2020 года должны быть размещены на территории России.

Провайдеры систем также должны быть зарегистрированы в России.

Для чего нужны нововведения?

2

В документе указаны три основные цели:

  • обеспечение суверенитета России;
  • защита персональных данных пассажиров;
  • борьба с терроризмом и обеспечение безопасности россиян с помощью создания единой базы данных о перелетах по России.

Ранее глава Росавиации Александр Нерадько призвал ускорить переход на использование российских автоматизированных систем бронирования и дистрибуции авиабилетов.

Как сообщила газета "Коммерсантъ", российские власти вернулись к этой идее после сбоя в работе системы бронирования билетов SITA Gabriel во время ЧМ-2018.

А ранее, осенью 2017 года, компьютерный сбой в работе системы Amadeus привел к очередям в аэропортах по всему миру. 

На что пожаловались в S7?

3

Генеральный директор авиакомпании "Сибирь" (входит в S7 Group) Владимир Объедков в письме президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимиру Тасуну высказал опасения насчет инициативы Минтранса.

По его мнению, она грозит либо приостановкой работы российских авиаперевозчиков, либо длительным — от двух до четырех лет — переходом в другие системы бронирования.

А как российские авиакомпании работают сейчас?

4

По данным "Ведомостей", три крупнейшие российские авиакомпании работают с иностранными провайдерами:

  • "Аэрофлот" — с американской Sabre;
  • S7 — со швейцарской SITA Gabriel. В этом году компания начала переход в испанскую Amadeus;
  • "Уральские авиалинии" — с Amadeus.

При этом Utair и почти все остальные отечественные авиакомпании работают с российской "Сирена-тревел". Хотя есть и несколько исключений:

  • "Победа" сотрудничает с американской Navitair;
  • "Азимут" — с Национальной системой бронирования (НСБ), разработанной Ростехом вместе с аэропортом Внуково.

Почему бы авиакомпаниям просто не перейти в российские системы?

5

Владимир Объедков в письме уточнил, что отечественные провайдеры не отвечают требованиям авиакомпаний. Больше всего проблем может возникнуть у "Аэрофлота" и самой S7, так как они входят в международные альянсы Sky Team и One World, для работы в которых у российских систем нет функционала. 

Но менеджеры "Сирена-тревел" и НСБ уточнили, что компании могут доработать его, если будет соответствующий заказ.

Также Объедков заявил, что перенос серверов в Россию сделает невозможным взаимодействие с партнерами из One World. А именно — они не смогут продавать билеты на внутренние рейсы S7. Из-за чего та может потерять не менее 5 млрд рублей в год.

А власти обсуждали эту инициативу с компаниями?

6

На самом деле эта идея не нова. В 2015 году вступили в силу изменения в закон "О персональных данных", которые обязали компании хранить персональные данные россиян на серверах в России.

Тогда авиакомпании также предупреждали, что новые требования могут грозить трудностями и остановкой бронирования билетов.

В итоге иностранные системы бронирования освободили от подобной обязанности. Авиакомпании тоже вывели из-под действия закона, потому что они и так обеспечивают передачу персональных данных пассажиров в автоматизированные централизованные базы в соответствии с законом о транспортной безопасности и уже действовавшими положениями закона о персональных данных.

А что авиаперевозчики сказали на этот раз?

7

В Utair, например, считают, что перенос серверов и баз данных по бронированию и продаже билетов в Россию не вызовет проблем при их покупке. Но это потребует от авиакомпаний дополнительных расходов, отметил президент "Utair — Пассажирские авиалинии" Павел Пермяков.

В S7 в свою очередь заявили, что переход в альтернативную систему бронирования потребует огромных затрат и займет много времени. Кроме того, в компании усомнились, что иностранные провайдеры согласятся на перенос баз данных, а отечественные аналоги не смогут заменить их полностью. В итоге российские компании окажутся менее конкурентоспособными, что повлияет на доступность перевозок в целом и может негативно отразиться на всей экономике. 

И что это значит для меня?

8

Власти вряд ли допустят остановку работы крупнейших авиакомпаний в России. Правительство, перевозчики и системы бронирования наверняка договорят о компромиссе. Тем не менее рост издержек компаний может отразиться на стоимости билетов.

Но вице-премьер Максим Акимов уточнил, что сейчас стоит задача провести процесс локализации в России систем авиабронирования так, чтобы его не заметили ни потребители, ни сами авиакомпании.

Арина Раксина 

Теги:
Россия