В S7 Group заявили о возможной приостановке работы отечественных авиакомпаний из-за инициативы властей перенести в Россию серверы бронирования и продажи авиабилетов на внутрироссийские рейсы. Об этом сообщила газета "Ведомости".
Такие опасения со стороны компаний звучат уже не в первый раз.
С чего все началось?
1
Еще в июле Минтранс опубликовал проект постановления правительства о "Требованиях к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок".
Согласно документу, все сервера и базы данных систем, обеспечивающих:
- бронирование и продажу билетов на внутрироссийские перелеты,
- регистрацию пассажиров,
- взаиморасчеты
с 1 января 2020 года должны быть размещены на территории России.
Провайдеры систем также должны быть зарегистрированы в России.
Для чего нужны нововведения?
2
В документе указаны три основные цели:
- обеспечение суверенитета России;
- защита персональных данных пассажиров;
- борьба с терроризмом и обеспечение безопасности россиян с помощью создания единой базы данных о перелетах по России.
Ранее глава Росавиации Александр Нерадько призвал ускорить переход на использование российских автоматизированных систем бронирования и дистрибуции авиабилетов.
Как сообщила газета "Коммерсантъ", российские власти вернулись к этой идее после сбоя в работе системы бронирования билетов SITA Gabriel во время ЧМ-2018.
А ранее, осенью 2017 года, компьютерный сбой в работе системы Amadeus привел к очередям в аэропортах по всему миру.
На что пожаловались в S7?
3
Генеральный директор авиакомпании "Сибирь" (входит в S7 Group) Владимир Объедков в письме президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимиру Тасуну высказал опасения насчет инициативы Минтранса.
По его мнению, она грозит либо приостановкой работы российских авиаперевозчиков, либо длительным — от двух до четырех лет — переходом в другие системы бронирования.
А как российские авиакомпании работают сейчас?
4
По данным "Ведомостей", три крупнейшие российские авиакомпании работают с иностранными провайдерами:
- "Аэрофлот" — с американской Sabre;
- S7 — со швейцарской SITA Gabriel. В этом году компания начала переход в испанскую Amadeus;
- "Уральские авиалинии" — с Amadeus.
При этом Utair и почти все остальные отечественные авиакомпании работают с российской "Сирена-тревел". Хотя есть и несколько исключений:
- "Победа" сотрудничает с американской Navitair;
- "Азимут" — с Национальной системой бронирования (НСБ), разработанной Ростехом вместе с аэропортом Внуково.
Почему бы авиакомпаниям просто не перейти в российские системы?
5
Владимир Объедков в письме уточнил, что отечественные провайдеры не отвечают требованиям авиакомпаний. Больше всего проблем может возникнуть у "Аэрофлота" и самой S7, так как они входят в международные альянсы Sky Team и One World, для работы в которых у российских систем нет функционала.
Но менеджеры "Сирена-тревел" и НСБ уточнили, что компании могут доработать его, если будет соответствующий заказ.
Также Объедков заявил, что перенос серверов в Россию сделает невозможным взаимодействие с партнерами из One World. А именно — они не смогут продавать билеты на внутренние рейсы S7. Из-за чего та может потерять не менее 5 млрд рублей в год.
А власти обсуждали эту инициативу с компаниями?
6
На самом деле эта идея не нова. В 2015 году вступили в силу изменения в закон "О персональных данных", которые обязали компании хранить персональные данные россиян на серверах в России.
Тогда авиакомпании также предупреждали, что новые требования могут грозить трудностями и остановкой бронирования билетов.
В итоге иностранные системы бронирования освободили от подобной обязанности. Авиакомпании тоже вывели из-под действия закона, потому что они и так обеспечивают передачу персональных данных пассажиров в автоматизированные централизованные базы в соответствии с законом о транспортной безопасности и уже действовавшими положениями закона о персональных данных.
А что авиаперевозчики сказали на этот раз?
7
В Utair, например, считают, что перенос серверов и баз данных по бронированию и продаже билетов в Россию не вызовет проблем при их покупке. Но это потребует от авиакомпаний дополнительных расходов, отметил президент "Utair — Пассажирские авиалинии" Павел Пермяков.
В S7 в свою очередь заявили, что переход в альтернативную систему бронирования потребует огромных затрат и займет много времени. Кроме того, в компании усомнились, что иностранные провайдеры согласятся на перенос баз данных, а отечественные аналоги не смогут заменить их полностью. В итоге российские компании окажутся менее конкурентоспособными, что повлияет на доступность перевозок в целом и может негативно отразиться на всей экономике.
И что это значит для меня?
8
Власти вряд ли допустят остановку работы крупнейших авиакомпаний в России. Правительство, перевозчики и системы бронирования наверняка договорят о компромиссе. Тем не менее рост издержек компаний может отразиться на стоимости билетов.
Но вице-премьер Максим Акимов уточнил, что сейчас стоит задача провести процесс локализации в России систем авиабронирования так, чтобы его не заметили ни потребители, ни сами авиакомпании.
Арина Раксина