В правительстве Москвы предложили запретить агрегаторам устанавливать тарифы на поездки. Вместо них это должны будут делать сами перевозчики. Об этом сообщил ТАСС замглавы департамента транспорта Дмитрий Пронин.
Он объяснил, что индивидуальные таксисты и таксомоторные компании будут отправлять агрегаторам свои тарифные меню, а те будут публиковать их в свободном доступе.
Соответствующие дополнения могут внести в проект нового закона о такси, который поступил в Госдуму в июне текущего года.
Автоматический алгоритм
Сейчас агрегаторы сами рассчитывают тарифы. Как рассказал газете "Коммерсантъ" пресс-секретарь агрегатора Maxim Павел Стенников, программный алгоритм формирует цену на поездку на основе тарифов всех перевозчиков, подключенных к сервису, с учетом дополнительных факторов — погоды, количества машин в районах города, ситуацию с пробками и т.д. И если она соответствует тарифной сетке перевозчика, то он берет поездку.
Издание также назвало список крупнейших онлайн- и телефонных агрегаторов: компания "Везет", "Яндекс.Такси", Uber, Maxim и Gett. При этом буквально 26 октября — в свой "день рождения" — "Яндекс.Такси" объявил, что количество поездок за всю историю сервиса превысило 1 млрд.
Ранее в пресс-службе "Яндекс.Такси" объясняли, что цена поездки рассчитывается автоматически в реальном времени и для конкретного маршрута, который указывает пассажир. "Главное, что влияет на стоимость, — это спрос: если заказов такси существенно больше, чем физически могут выполнить работающие на линии машины, то система может автоматически включать повышенный тариф", — заявляли в компании, комментируя подозрения в умышленном завышении тарифов в праздники еще минувшей зимой.
Мнения разделились
В агрегаторе inDriver уверены, что предложение приведет к росту цен, так как "тарифообразование будет полностью зависеть от таксомоторных компаний". В компании уточнили, что ее модель RTD (Real Time Deals) работы позволяет пассажирам и водителям напрямую договариваться об условиях поездки, включая ее стоимость, а сам агрегатор никак не вмешивается в ценообразование.
Агрегаторы "Везет", Maxim, Ситимобил и "Яндекс.Такси" выступили против инициативы. В совместном заявлении компании отметили, что озвученные поправки грозят откинуть российский рынок такси в развитии на 15 лет назад и перечеркнуть все достижения последних лет — легальное такси, новые автомобили, прозрачные и невысокие цены, быстрая подача машины.
"Цена на поездки в онлайн-сервисах сейчас определяется рынком в интересах пассажиров и перевозчиков по соглашению с партнерами-таксопарками и индивидуальными предпринимателями. Единый максимальный тариф — основа работы онлайн-сервисов. Именно он позволяет передавать заказ ближайшему свободному водителю, сокращать время подачи машины (до 4 — 5 минут в любую точку города) и формировать понятную стоимость поездки, которая не меняется в пути", — подчеркнули в агрегаторах.
Сами таксисты наоборот предложение поддерживают, так как давно критиковали онлайн-сервисы за необоснованно низкие тарифы, сказал председатель координационного совета профсоюза "Таксист" и член Общественного совета Минтранса Андрей Попков. Он отметил, что цены, конечно, поднимутся, но в целом для рынка последствия будут положительные, так как мера позволит решить проблему недобросовестной конкуренции. При этом демпинга в профсоюзе в целом не опасаются, но для полной защиты предлагают законодательно утвердить формулу расчета тарифов, которая позволит отсекать тех, кто сознательно занижает цену.
Руководитель консалтинговой группы "Логистика. Бизнес. Решения" Вячеслав Белобжецкий считает, что в текущих формулировках непонятно, как предложение будет реализовано технически. "Допустим, все компании опубликуют тарифы за минуту поездки. А дальше что? Пассажир будет выбирать, у кого минута дешевле?" — отметил он. Не слишком удобно с точки зрения потребителя.
Сомнение в том, как будет работать система, высказал и автомобильный эксперт Алексей Аксенов. По его мнению, публикация просто тарифной сетки грозит создать путаницу для пользователей и ухудшит сервис, увеличив время подачи машин. То есть если сейчас агрегатор при заказе выбирает условно ближайшее такси из всех имеющихся, то в случае нововведений он будет искать ближайшую машину конкретного перевозчика, которого выберет пассажир. А вот особого повышения цен эксперт не ждет, так как таксомоторные компании продолжат конкурировать и без "надзора" агрегаторов.
Плотный контроль
Стоит отметить, что передача регулирования тарифов такси непосредственно перевозчикам не единственное изменение, которое предлагают московские власти.
Также они выступили за то, чтобы:
- запретить работать таксистам с иностранными правами;
"Если человек хочет работать на дорогах Москвы, он должен сдать экзамены, чтобы знать детали, особенности российского законодательства в области дорожного движения", — объяснил Дмитрий Пронин.
- сохранить требования каждого региона к ограничению максимального количества такси, к цвету автомобилей и проведению государственного контроля раз в год;
- установить дополнительные требования к легковым такси, водителям, таксометру, типу регистрационного знака, количеству посадочных мест и режиму работы водителей.
"Мы предлагаем жестче контролировать график работы и здоровье тех, кто отвечает за безопасную перевозку пассажиров, и не допускать переработок. Это позволит улучшить контроль состояния их здоровья, а также повысить качество и безопасность предоставления услуги", — сказал замглавы дептранспорта Москвы.