Все новости
Обновлено 

Госдума приняла во втором чтении пакет законопроектов о налоге для самозанятых

Предполагается, что первыми новый налог будут уплачивать физические лица и индивидуальные предприниматели в Москве и Подмосковье, Калужской области и Татарстане

МОСКВА, 13 ноября. /ТАСС/. Госдума приняла во втором чтении пакет законопроектов о налогообложении самозанятых - так называемом налоге на профессиональный доход. Инициатива о принятии этих документов исходила от группы депутатов Госдумы и членов Совета Федерации во главе с председателем комитета нижней палаты парламента по бюджету и налогам Андреем Макаровым.

Специальный налоговый режим для самозанятых россиян предлагается ввести в качестве эксперимента. Им смогут воспользоваться граждане, которые получают доход от своей деятельности, но при этом не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. Предполагается, что первыми новый налог будут уплачивать физические лица и индивидуальные предприниматели в Москве и Подмосковье, Калужской области и Татарстане. Речь пойдет, в том числе о гражданах, работающих через интернет, при этом доход самозанятого должен составлять не более 2,4 млн руб. в год.

Предполагается, что эксперимент займет десять лет - с 1 января 2019 года до конца 2028 года. Устанавливается запрет на увеличение налоговых ставок или уменьшение предельного размера доходов в течение 10 лет проведения эксперимента. Авторы пакета законопроектов предлагают самозанятым регистрироваться в качестве налогоплательщика с помощью бесплатного мобильного приложения "Мой налог", данные из которого будут автоматически передаваться налоговикам.

Самозанятым предлагается уплачивать налог в размере 4% от дохода, полученного при реализации товаров и услуг физическим лицам. Если же речь идет о продаже товаров и услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, ставка налога составит 6%. При регистрации на налоговом портале на счет самозанятого будет зачисляться 10 тыс. рублей - эти деньги прописаны в документах как налоговый вычет.

При этом участники эксперимента освобождаются от уплаты подоходного налога и налога на добавленную стоимость. Кроме того, плательщикам налога для самозанятых дается право уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в добровольном порядке с ограничением максимального размера таких взносов.

Документы также предусматривают льготы для компаний, которые будут пользоваться товарами или услугами самозанятых. Так, при определении налоговой базы для расчета налога на прибыль организации предлагается не учитывать расходы, связанные с приобретением товаров и услуг у самозанятых. Эти правила коснутся также организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), которые уплачивают единый сельскохозяйственный налог, а также платят налоги по упрощенной системе налогообложения.

Поправки ко второму чтению

В редакции первого чтения предполагалось, что зарегистрированные самозанятые при попытке скрыть доход от налоговой службы должны выплатить 20% суммы этого дохода при первом нарушении и 100% суммы - при повторном. К второму чтению эта норма была скорректирована. Как заявлял ранее депутат Макаров, Федеральная налоговая служба готова не применять санкции в первый год эксперимента. По его словам, депутаты договорились с налоговиками о том, чтобы штрафы не взимались в течение, по крайней мере, первого года действия специального режима.

Кроме того, рекомендованными к принятию во втором чтении поправками продлевается на 2019 год освобождение от обложения НДФЛ и страховыми взносами доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных самозанятыми гражданами от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и иных подобных нужд (так называемые налоговые каникулы для самозанятых). Эта норма будет действовать на территории РФ, где не будет проводиться эксперимент по налогообложению самозанятых.

Также ко второму чтению устанавливаются нормативы распределения доходов от налога на самозанятых: в бюджеты субъектов РФ будет зачисляться 63%, в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) - 37% доходов от налоговых поступлений.

Андрей Макаров отметил как положительную черту пакета законопроектов отсутствие бухгалтерии, отчетности и "возможность с помощью мобильного приложения спокойно общаться с налоговой службы и все вопросы решать". "Максимально простой налоговый режим", - указал он.

По словам Макарова, в поправках ко второму чтению даны ответы на вопросы, которые были поставлены при обсуждении его в первом чтении. "Если самозанятый занимается своей деятельностью на территории разных субъектов федерации - где он будет платить налоги? Мы отдаем это самому самозанятому - он сам решает, в каком регионе он должен это делать, как удобно", - сказал депутат.

Были приняты также поправки, которые "технологически позволяют налоговой службы решать все вопросы по данному налогу без практически каких-бы то ни было попыток прийти к налогоплательщику", добавил парламентарий.