МОСКВА, 11 декабря. /Корр. ТАСС Юлия Хазагаева/. Россия и ОПЕК+ вновь договорились снизить добычу нефти, чтобы предотвратить падение цен на сырье. Но, по мнению экспертов, такой высокой дисциплины исполнения соглашения, как два года назад, на этот раз ждать не стоит. Впрочем, удержать котировки вблизи $70 за баррель в следующем году все же можно, если приверженность сокращению сохранят Москва и Эр-Рияд.
Реакция рынка на компромисс
Новое соглашение, достигнутое в Вене на прошлой неделе, подразумевает сокращение суточной добычи нефти странами ОПЕК + на 1,2 млн баррелей от уровня октября в первом полугодии 2019 года. Однако, в отличие от договоренностей двухлетней давности, ни квоты стран-участниц, ни общий целевой показатель озвучены не были.
Известно лишь, что ОПЕК возьмет на себя 800 тыс. баррелей, а примкнувшие к соглашению страны - 400 тыс. баррелей. Первые должны снизить добычу на 2,5% от уровня октября (для Кувейта таким месяцем является сентябрь), а вторые - на 2%. Исключение ожидаемо было сделано для Ирана, Венесуэлы и Ливии.
Однако отсутствие конкретных квот экспертов как раз не удивляет, ведь, по сути, страны договорились убрать то, что в течение полугода наращивали лишь трое участников сделки - Саудовская Аравия, Россия и ОАЭ.
"Большинство других стран не могли увеличивать технологически, поэтому сейчас рассчитывать на пропорциональное сокращение сложно. Я думаю, несмотря на договоренности, мы еще увидим трения между ними. Это будут танцы на льду и покер", - считает аналитик "Финама" Алексей Калачев.
Уверенности в том, что сделка будет исполняться с той же ответственностью, что и в 2017-2018 годах, нет, соглашается директор отдела корпораций рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко. "Это связано как с отсутствием фиксированных квот, так и с достаточно коротким горизонтом - соглашение может быть пересмотрено уже в апреле. Именно поэтому рынок довольно вяло отреагировал на то, что компромисс был в итоге достигнут", - пояснил он.
Тем не менее сделка важна для рынка, так как подает сигналы о том, что ОПЕК+ намерен контролировать ситуацию, считают эксперты.
Баланс спроса и предложения
Впрочем, образцового исполнения договоренностей от ОПЕК + никто и не ждет - для всех очевидно, что за два года реалии нефтяного рынка изменились, отмечают аналитики. Теперь в ОПЕК то и дело оглядываются на комментарии американского президента Дональда Трампа, который в Twitter обвиняет картель в манипулировании ценами. К тому же в США активизировалась работа над антикартельным законопроектом с говорящим названием NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act), который в случае его принятия позволит оспаривать действия ОПЕК в суде.
Баланс спроса и предложения в 2019 году тоже будет меняться намного динамичнее, чем прежде, отмечают наблюдатели. Это обусловлено как санкциями против Ирана, которые весной могут заработать в полную силу, так и ростом добычи в США, которые могут установить новый рекорд уже в апреле. Новая сделка позволит избежать затоваривания, полагает Маринченко из Fitch, но удержать нефть на уровне $70 за баррель в следующем году альянсу будет сложнее.
Саудовской Аравии, как и в прошлый раз, вероятно, придется взять на себя самую тяжелую ношу, и даже активнее сокращать добычу, чтобы компенсировать отставание других участников сделки, говорит Маринченко.
Впрочем, приверженности сделке ее ключевых участников - России и Саудовской Аравии - будет достаточно, чтобы успокоить рынок, уверены эксперты. Разница лишь в том, что саудовская добыча уже в январе снизится на 0,5 млн баррелей в сутки, как обещал министр энергетики королевства Халед аль-Фалех, а вот российская из-за технологических особенностей будет снижаться постепенно.
По словам главы Минэнерго РФ Александра Новака, в январе добыча в России может снизиться на 50-60 тыс. баррелей в сутки, такой темп сохранится и дальше. То есть достичь обещанного снижения суточной добычи нефти на 228 тыс. баррелей Россия сможет лишь к маю, как и в прошлый раз.
Как будет сокращать Россия
Сложность сокращения нефтедобычи в России зимой в том числе связана с тем, что в эти месяцы увеличивается добыча газа, а вместе с ним и газового конденсата (учитывается вместе с добычей нефти), доля которого в общем выходе достигает уже 25%, говорит руководитель направления "Технологии, разведка и добыча нефти" Vygon Consulting Дарья Козлова. "Поэтому из-за сезонности спроса на газ в зимний период будет расти и добыча конденсата", - объясняет она.
Кроме того, в Сибири и районах Крайнего Севера активный сезон бурения начинается поздней осенью и зимой, когда болотистая местность замерзает. "Учитывая, что часть скважин уже введена или как минимум начато бурение, сократить объемы уже сложнее", - говорит Козлова.
Но ключевой проблемой, по ее мнению, является то, что планирование инвестиций в компаниях сложно сочетать с ограничениями в рамках ОПЕК+. "Период окупаемости средней скважины в России даже в текущих, крайне благоприятных условиях составляет от двух до пяти лет в зависимости от типа и региона. Поэтому необходимо четко определить правила игры. Снижение объемов бурения в Западной Сибири ускорит падение в регионе, которое за последние 10 лет и так снизилось на 10% с учетом роста ввода новых скважин на 43%", - отмечает эксперт.
Маринченко из Fitch соглашается, что многие российские компании, пользуясь июньским решением ОПЕК+ о восстановлении добычи, развернули инвестиции в новое бурение, и остановить рост добычи на новых месторождениях им уже сложно.
"С другой стороны, российским нефтяным компаниям надо помнить, что при снижении цен на нефть доходы бюджета снижаются, и вновь начинаются разговоры об увеличении налогового бремени, как это было в 2016 году. Поэтому стабилизация цен в интервале $60-70 также в их интересах", - резюмирует эксперт.