Стоимость топлива на АЗС в 2019 году не будет расти выше инфляции из-за падения цен на нефть, увеличения на треть акцизов на бензин и дизельное топливо, а также из-за повышения НДС на 2%. А если нефть вновь резко подорожает, то этот эффект нивелируется принятыми правительством сдерживающими мерами, считают опрошенные ТАСС эксперты.
Налоговый кодекс предусматривает, что с 1 января в России акцизы на бензин вырастут на треть — с 8,213 тыс. до 12,374 тыс. рублей за тонну, а на дизельное топливо — с 5,665 тыс. до 8,541 тыс. рублей за тонну. Также ставка НДС увеличивается с 18 до 20%.
Раньше эксперты сомневались, что правительство сможет справиться с эффектом от роста акцизов, и предполагали, что повышение цены бензина может быть выше инфляции. Тем не менее сейчас все опрошенные ТАСС аналитики единодушны в оценке ситуации — роста цен на моторное топливо в 2019 году выше инфляции уже не будет.
"В следующем году уже ничего не случится из-за падения стоимости нефти. Цены зафиксированы (по соглашению правительства и нефтяников — прим. ТАСС) на высоких уровнях. Экспортная цена (стоимость продажи бензина из РФ на зарубежных рынках — прим. ТАСС) существенно ниже оптовой в России. Все это с лихвой компенсирует увеличение акцизов", — сказал аналитик "Финам" Алексей Калачев.
Аналитик Vygon Consulting Анна Львова также не видит оснований для существенного роста стоимости моторного топлива, но связывает это с тем, что сегодня темп роста розничных цен в России ограничивается инфляцией, которая в 2019 году составит около 4–4,6%. Соответственно, и цены на бензин вырастут не выше этого уровня, но это произойдет из-за действий правительства, которое договорилось с нефтяниками с 1 ноября зафиксировать цены на бензин и дизель. Таким образом, компании обязались до конца этого года заморозить стоимость топлива в мелком опте на уровнях, оговоренных в специальном протоколе.
Эффект демпфера
Чтобы не допустить роста цен из-за роста акцизов, правительство также приняло решение ввести компенсационный механизм — демпфер, который вернет нефтяникам часть упущенной экспортной прибыли при реализации топлива на внутреннем рынке. Он подразумевает, что если экспортная оптовая цена на бензин и дизтопливо выше, чем цена на внутреннем рынке, то производители получат компенсацию в 60% разницы между экспортными ценами и фиксированной ценой (56 тыс. рублей за тонну бензина и 50 тыс. рублей за тонну дизтоплива). По словам Львовой, если бы не действия правительства, то рост ставок акциза и НДС привел бы к увеличению цены автобензина на 4,5 рубля за литр, дизтоплива — на 3,5 рубля.
"Другой вопрос — кто заплатит за стабильные цены? Если бы высокие цены на нефть на уровне $70–80 за баррель сохранились до следующего года, то рост акциза компенсировался бы за счет демпфера. Однако нефтяные котировки упали, и при текущих ценах демпфирующий механизм работает на изъятие", — рассуждает эксперт.
Она считает, что компании заплатят дважды — во-первых, за увеличение ставок акцизов в 1,5 раза, во-вторых, компании должны будут дополнительно выплачивать демпфер. При цене Urals на уровне $60 за баррель выплаты по демпферу составят более 20 млрд рублей в месяц. "На наш взгляд, в 2019 году потребуется донастройка параметров демпфера либо его замена на плавающий акциз", — подытожила она.
О том, что цена бензина вырастет не выше инфляции, говорили и чиновники. По словам замминистра энергетики Павла Сорокина, принятые правительством меры по дополнительным поставкам объемов нефтепродуктов на биржу, а также снижение оптовых цен, ответственность компаний должны помочь удержать стоимость бензина и дизеля. Вице-премьер Дмитрий Козак в свою очередь не увидел основания для "галопирующего роста цен" на топливо, аналогичное мнение неоднократно высказывали и представители ФАС, Минфина и Минэкономразвития.
Уверенность в действиях правительства выразил и президент России Владимир Путин, заметив на ежегодной большой пресс-конференции, что оно не допустит никаких скачков цен на нефтепродукты и моторное топливо в 2019 году. При этом он не исключил роста стоимости бензина в начале 2019 года на 1–1,5% из-за повышения НДС.