Все новости

Эксперты ждут роста цен на продукты на 5% в 2019 году

При этом, как уверяют опрошенные участники рынка, стоимость на свинину и мясо птицы будет стабильной

МОСКВА, 18 января. /Корр. ТАСС Виктория Андреева/. Эксперты прогнозируют рост стоимости основных продуктов в России в 2019 году в среднем на 5%, при этом цены на некоторые товары, в том числе на свинину и мясо птицы, будут стабильными. Такую точку зрения высказали ТАСС опрошенные участники рынка.

"За счет роста издержек отпускные цены на отечественные продукты могут вырасти на 1-8% в зависимости от категории. На уровень роста повлияет несколько факторов: особенности пищевого производства, количество звеньев в цепи производства, облагаемых НДС, величина так называемого логистического плеча и т.п.", - считает исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков.

Он отметил, что одной из основных причин роста стоимости продукции остается повышенный с 2019 года НДС, который отразится на всей цепочке промышленности и скажется на аграрном секторе и себестоимости продуктов питания независимо от ставки их налогообложения. Несмотря на то, что ставка НДС для социально-значимой категории товаров с нового года остается неизменной, увеличение налога на оборудование для пищевых производств, средств защиты растений, удобрений, техники и логистики приведет к увеличению затрат производителей, считает Востриков.

Кроме того, на рост себестоимости окажут влияние увеличение тарифов на электроэнергию и ЖКХ и железнодорожных тарифов, а также повышение экологического сбора, добавил глава "Руспродсоюза".

"Все это осложнит и без того сложное положение производителей, приведет к падению спроса и снижению потребления. Кроме того, низкая покупательная способность в сочетании с ростом производственных издержек могут отразиться на качестве продуктов питания", - заключил Востриков.

Льготной категорией, не подпадающей под повышение НДС, в частности, является молочная категория. Однако директор аналитического департамента Союзмолоко Алексей Воронин подтверждает, что через ингредиенты и составляющие себестоимости влияние от повышения налога на себестоимость все-таки будет. "При этом, чем сложнее в изготовлении продукт, тем выше будет давление на стоимость. В среднем по категории рост себестоимости может составить 5-7%", - отметил он.

Согласно оценкам президента Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрия Кацнельсона, в 2019 году цены на хлеб и хлебобулочную продукцию могут вырасти на 5-6% в связи с ростом тарифов ЖКХ, арендных ставок, повышением цен на ГСМ и транспортные услуги, а также на упаковку. На цены хлебобулочных изделий также может оказать влияние повышение стоимости отдельных ингредиентов, ввозимых из-за рубежа, например на мак и орехи. Кацнельсон добавил, что рост цен будет постепенным и продлится в течение всего года.

Под повышение ставки НДС подпадает большинство видов кондитерских изделий, особенно дорогие их виды, такие как шоколадные и сахаристые, отмечает исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. В связи с этим, по ее мнению, рост цен в первую очередь будет заметен в этих категориях. Также сладости подорожают из-за роста себестоимости производства и доставки в связи с ростом акцизов и стоимости энергоносителей.

"При сохранении текущей экономической ситуации возможен рост розничных цен на сладости отечественного производства дополнительно к инфляции в пределах 4-6%", - полагает Никитина.

Мясо не подорожает

Подорожание может коснуться не всех отраслей пищевой промышленности. "Исходя из баланса спроса и предложения, который мы видим в 2019 году, мы ожидаем либо стабильных цен, либо даже снижения оптовых цен на, прежде всего, свинину и мясо птицы", - считает глава Национального мясного союза Сергей Юшин. По его оценкам, объем предложения отечественной и импортной свинины на российском рынке в 2019 году может вырасти примерно на 200-250 тыс. т в связи с введением новых мощностей и открытием импорта из Бразилии.

Поскольку спрос на продукцию не будет расти такими же высокими темпами, как предложение, то стоимость, например, свиных полутуш в оптовом звене может упасть на 5-10%, считает эксперт.

По мнению Юшина, такая ситуация может сказаться и на розничных ценах, однако по разным позициям ситуация с ценами для потребителей может быть разной. Ожидаемое снижение оптовых цен на свинину будет определенным образом давить и на рынок мяса птицы, продолжает эксперт, отмечая, что стоимость мяса птицы также может немного снизиться.

"Но в птице, конечно, динамика будет меньше, потому что себестоимость в птицеводстве выросла, и рентабельность по-прежнему низка. Ожидать существенных снижений не стоит, это было бы вредно для отрасли и для будущего, потому что серьезное снижение цен привело бы к работе в убыток, и, соответственно, мы бы увидели новые банкротства, закрытия новых предприятий и сокращение производства, а это всегда ведет к росту цен", - сказал он.

Повышение НДС, по мнению Юшина, не окажет существенного влияния на ситуацию с ценами в мясной отрасли. Намного большее влияние на цены оказывает стоимость кормов, считает он.

Что касается рыбной отрасли, то, как сообщили в Рыбном союзе, изменение цен на ее продукцию зависит от стоимости сырья. "Цены на сырье на первую половину года уже понятны, поэтому мы не видим в ближайшей перспективе значительного роста цен, но и падения не ждем", - заявил официальный представитель союза. По его словам, основные изменения будут заметны после августа в зависимости от хода лососевой путины, изменения курсов валют и закупок морепродуктов нового сезона.

Производители безалкогольных напитков также не ожидают резкого увеличения потребительских цен на свою продукцию. Однако, как отметил президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков, общее удорожание потребительской корзины на фоне кумулятивного эффекта от существенного роста налоговых платежей, увеличения цен на ГСМ и других негативных факторов может привести к падению продаж, поскольку безалкогольные напитки относятся к продуктам эмоционального потребления, и спад покупательской активности отражается в этом сегменте в первую очередь.