1 апреля 2019, 17:36,
обновлено 1 апреля 2019, 22:57
Крушение самолета в Эгельсбахе

"Наталия Филева определила в России развитие частных авиакомпаний"

Наталия Филева. Вячеслав Прокофьев/ ТАСС
Наталия Филева
Соболезнования и воспоминания о совладелице авиакомпании S7 — в материале ТАСС

МОСКВА, 1 апреля. /ТАСС/. Председатель совета директоров и акционер авиакомпании S7 Наталия Филева, погибшая при крушении самолета в Германии 31 марта, во многом определила развитие частных авиалиний в России и была инициатором развития в стране негосударственной космонавтики. Такое мнение о ней высказали ТАСС коллеги и знакомые Филевой.

Человек идеи, человек действия

Заместитель министра транспорта Александр Юрчик считает, что именно Филева определила в России развитие частных авиакомпаний. "Можно сказать, что это был человек идеи, человек действия, неординарный человек, думающий о развитии. Она никогда не стояла на месте. Она во многом определила развитие успешных частных авиакомпании в России", - вспоминает он.

Руководитель Росавиации Александр Нерадько сказал ТАСС, что авиакомпания, созданная при участии Филевой, стала одной из самых эффективных в стране. "Наталия Филева - настоящий профессионал, человек, полностью погруженный душой в авиацию, - считает он. - Человек, благодаря которому в России была создана одна из самых эффективных авиакомпаний. Человек, активно участвующий не только в развитии отечественной авиации, но и в развитии авиапромышленности, в развитии космических программ. Глубочайшие соболезнования семье и близким".

Директор аэропорта Домодедово Игорь Борисов подчеркнул в беседе с ТАСС, что Филева была проводником больших идей в отрасли. "Наталия Валерьевна была проводником больших идей, которые во многом предопределили успешное развитие частных авиаперевозок в России. Она была эмоциональной, харизматичной и уникальной. Конечно же, эти яркие черты ее характера проявились и в компании S7, чьи самолеты всегда выделяются на перроне любого аэропорта мира, - говорит он. - В авиабизнесе были периоды взрывного роста, неопределенности и тяжелых кризисов. Выйти победителем из таких испытаний могут только настоящие лидеры, люди высокого полета. Она была таким человеком. Выдающимся и неповторимым. Выражаю глубочайшие соболезнования семье и близким Наталии Валерьевны. Мы скорбим вместе с вами и разделяем боль от этой невосполнимой потери".

По словам министра транспорта РФ Евгения Дитриха, Филева была предпринимателем, постоянно генерирующим идеи. "Огромная потеря для семьи, друзей, коллег и для гражданской авиации. Наталия Филева была очень яркой, разносторонней женщиной. Профессионал, успешный, постоянно генерирующий идеи предприниматель, энтузиаст авиации и душевный человек", - сказал он ТАСС.

Как сказала директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса Светлана Петрова, Филева была ярким человеком, болевшим душой за свое дело и отрасль. "Яркая, харизматичная, самобытная сибирячка болела душой не только за свое дело, но и за всю нашу отрасль, демонстрируя абсолютно государственный подход. Многогранная личность, постоянно находившаяся в творческом полете. Человек, готовый откликнуться на любую, самую сложную задачу, подставить плечо. Надежный друг и партнер. Вечная память", - сказала Петрова.

По мнению президента Объединенной авиастроительной корпорации Юрия Слюсаря, Филева возглавляла одну из самых профессиональных команд в России. "Мы регулярно общались. Это замечательная семья, порядочные люди. Наталия возглавляла одну из самых профессиональных команд в российской авиации. Как суперпрофессионал, эксперт, представитель крупного частного игрока, она всегда заинтересованно обсуждала развитие отрасли в целом. У нас бывали дискуссии, но это всегда было очень содержательно, уважительно и полезно", - считает он.

Развитие науки

По словам директора департамента авиапромышленности Минпромторга Равиля Хакимова, Филева также уделяла особое внимание развитию авиационной науки.

"Наталия Валерьевна, сочетая в себе почти несовместимые навыки экономиста и инженера, пользовалась у всех авиастроителей непререкаемым авторитетом. Достаточно упомянуть, что ей с Владиславом Феликсовичем Филевым удалось создать авиакомпанию, которая не только решает социальные задачи, но и является прибыльной, экономически эффективной и успешной. При этом Наталия Валерьевна всегда уделяла особое внимание развитию авиационной науки. Примером тому может служить ее ... готовность инвестировать в проект создания 75-местного регионального самолета", - сказал ТАСС Хакимов.

Он напомнил и о космическом проекте Филевых.

"Неудивительно, что, обладая такими незаурядными способностями, она нередко привлекалась Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в качестве эксперта при решении самых сложных вопросов, связанных с принятием отчасти судьбоносных решений в российской авиастроительной отрасли", - подчеркнул собеседник агентства.

"Помимо всего прочего, Наталии Валерьевне удалось реализовать себя в качестве любящей жены и многодетной матери. Вчера трагедия унесла жизнь уникального человека. Это - невосполнимая утрата для всей авиационной промышленности", - заключил Хакимов.

Частный космос

Бывший директор S7 Space Сергей Сопов рассказал, что в коллективе Филеву называли "мамой", что лучше всего характеризует теплое отношение к ней.

"Наталию Филеву я знаю уже 20 лет. Это была удивительная женщина, энтузиаст авиации и последние три года активно занималась частной космонавтикой. Это был энергичный человек, настоящий "двигатель" бизнеса. Это очень большая потеря и для отечественной авиационной сферы, где она активно защищала дух предпринимательства и частной инициативы, и безусловно частного космоса. В группе компаний S7 ее за глаза называли "мамой", это как раз лучше всего характеризует отношение к ней. Искренние соболезнование родным и близким, это невосполнимая потеря", - сказал он.

Генеральный директор госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин сказал, что она была "великим энтузиастом" космонавтики. "С Наталией мы поддерживали постоянный контакт по вопросам сотрудничества с компанией S7 Space. В наших планах было создание для "Морского старта" "морской" версии ракеты "Союз-5". Она была великим энтузиастом авиации и космонавтики, и для всех нас ее гибель - личная трагедия", - отметил он.

Бывший губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский (во время работы Филевой в Новосибирске был мэром Новосибирска, позднее - главой региона) отмечает, что у Филевой была огромная сила созидания.

"Мы с Наталией встречались очень много раз, и я очень сильно переживаю эту трагическую гибель в самом расцвете сил. Эта женщина удивительно сочетала в себе красоту, простоту и женственность, стремление иметь крепкую семью с несгибаемой волей и смелостью. На многих наших встречах я видел ее с детьми, и в то же время в ней была огромная сила созидания, стремления к новому делу. Сейчас авиаперевозки кажутся обычным бизнесом, но тогда, когда это начиналось, частных авиакомпаний в России не было, и Наталия с Владиславом были первопроходцами. Они не боялись тех трудностей, которые за этим стояли. Владислав - сильный мужчина, безусловно, но Наталия ничуть не уступала ему. При любой встрече чувствовалось, что она не уступает ему в этой смелости и силе созидания. Умение быть первыми, достойно преодолевать трудности и помогать другим людям - редкое сочетание, и поэтому это очень большая потеря для всех близких людей", - поделился он.