7 карточек
29 АПР, 08:30 Обновлено 8 МАЯ, 12:20

Выход Uber на биржу. Что известно о самом ожидаемом событии на американском рынке

Uber продолжает тренд американских технологических компаний, выходящих на биржу. ТАСС — о том, как он подготовился к этому

Спустя десять лет после основания Uber выходит на биржу. Компания еще 11 апреля подала первую заявку на первичное размещение акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже. Пройти оно должно 10 мая. 

Эксперты уже окрестили это IPO самым ожидаемым в 2019 году. Впрочем, рынок и зарубежные СМИ осторожно следят за ситуацией — на фоне противоречивых финансовых показателей компании и результатов IPO ее кокурента — Lyft. 

Что такое IPO

?

IPO — это выход компании на биржу и первое публичное размещение (эмиссия) акций. То есть компания в первый раз выпускает на рынок свои акции, чтобы их могли купить инвесторы, изначально с ней никак не связанные.

После этого статус компании меняется — из частной, чьи акции любой желающий не мог купить, она становится публичной, и ее бумаги свободно торгуются на бирже, где их может приобрести кто угодно.

Проведение IPO позволяет достичь сразу множество целей:

  • привлечь финансовые средства;

Это, пожалуй, основной смысл выхода на биржу. Компания получает средства, которые может направить на развитие. А рыночные игроки начинают продавать и покупать ее ценные бумаги.

  • улучшить имидж, статус и кредитный рейтинг компании;

Последнее особенно важно, потому что публичным (открытым) компаниям проще получить кредит, чем частным (закрытым). Хотя бы потому, что публичный статус обязывает их регулярно отчитываться о финансовых результатах.  

  • получить объективную оценку от инвесторов;

Помогает и в анализе деятельности, и в ходе возможного слияния и/или поглощения.

  • диверсифицировать бизнес;
  • повысить уровень корпоративного управления и прозрачности работы и т.д.

Но у выхода на биржу есть и очевидные минусы. Так, акции легко реагируют на изменения настроений инвесторов. Скандалы вокруг корпораций, их ежеквартальные показатели и громкие заявления руководства — все это может в одночасье обрушить ценные бумаги или, наоборот, подтолкнуть их вверх.

Миссия компании

?

Uber — широко известный онлайн-сервис автомобильных перевозок более чем в 700 городах по всему миру.

Компания активно продвигает понятие Personal Mobility, подразумевающее, что потребность в личном транспорте люди заменяют потребностью в персональной мобильности. И Uber готов ее удовлетворить.

Кроме того, Uber Eats занимается доставкой еды, Uber Freight — грузовыми перевозками, а сервис Jump позволяет арендовать велосипед или самокат. 

Результаты деятельности

?

Пожалуй, главное, что интересует инвесторов в документах, которые компания подает перед IPO, — ее финансовые результаты. Но одна из потенциально серьезных проблем для Uber кроется в том, что, судя по всему, он не собирается зарабатывать в ближайшем будущем, отметили эксперты The New York Times. В США в борьбе с Lyft компания снижает цены и повышает лояльность водителей за счет бонусов. К той же тактике ей приходится прибегать и на мировом рынке, чтобы оставаться конкурентоспособной, что напрямую влияет на доходы.  

"Мы не будем уклоняться от краткосрочных финансовых жертв, если видим выгоду в долгосрочной перспективе", — написал гендиректор Uber Дара Хосровшахи.

Хотя возможно компании придется отказаться от этой стратегии, чтобы начать приносить своим инвесторам прибыль — в том числе и за счет повышения тарифов, считают в The Wall Street Journal. 

В 2018 году Uber заработал $11,27 млрд против $495 млн в 2014-м, то есть за пять лет выручка компании выросла почти в 23 раза. Впрочем, чистая прибыль Uber в минувшем году составила всего $997 млн, при этом его операционный убыток превысил $3,03 млрд, а за три года до этого компания и вовсе уходила в минус — на $4 млрд в 2017 году, на $370 млн в 2016 году и на $2,69 млрд в 2015 году. Это в плохом смысле поразительные цифры даже для крупной компании, не говоря уже "голодном" до денег инвесторов стартапе, писала The Wall Street Journal.

При этом выручка основного бизнеса компании — такси — увеличилась с $3,5 млрд в 2016 году до $9,2 млрд в 2018 году. Остальные доходы приходятся на другие проекты. Так, эксперты отмечают, что доставка еды Uber Eats выросла буквально из ничего за несколько лет и уже в 2018 году на нее пришлось 13% от всей выручки Uber, или $1,5 млрд. Также перспективными остаются грузовые перевозки Uber Freight и аренда велосипедов и самокатов Jump — они вместе принесли компании в 2018 году $373 млн.

Планы на IPO

?

Uber собирается разместить на бирже 180 млн акций. Также компания назвала ценовой диапазон продажи — $44–50 за бумагу. При этом первоначально, по данным американских СМИ, она планировала назначить стоимость в $48–55.

Если Uber разместит акции по заявленным ценам, то сможет привлечь от $7,9 до $9 млрд. При этом с учетом количества акций на верхней границе ценового диапазона компания будет стоить почти $84 млрд. Если сюда прибавить еще и все бумаги, которые не учитываются в общем числе акций в обращении, то оценка компании может превысить $91,5 млрд, подсчитали в Bloomberg.

Тем не менее это меньше $100–120 млрд, о которых ранее говорили банки и СМИ. На нижней границе ценового диапазона оценка Uber составит и вовсе $74 млрд.

Одной из причин снижения оценки эксперты назвали проблемы Lyft — конкурента Uber — после IPO. Акции компании с момента размещения упали в цене почти на 30%. Это подорвало веру инвесторов и в бумаги Uber. Впрочем, помочь продажам могут вложения PayPal на $500 млн. Противоречивый внешний фон усугубили и планы водителей агрегаторов такси в США и Европе провести забастовку буквально за день до IPO Uber. Они требуют от компаний гарантий занятости и повышения оплаты труда.

Главные инвесторы

?

Также Uber назвал своих нынешних основных инвесторов: 

  • Японский SoftBank — самый крупный инвестор. Владеет 16,3% компании, то есть 222,2 млн акций. После IPO стоимость доли может превысить $11 млрд (при цене в $50).
  • Венчурный фонд Benchmark — ранний инвестор — владеет 11%.
  • Сооснователю и бывшему гендиректору Трэвису Каланику принадлежит 8,6% компании — 117,5 млн акций, которые могут быть оценены приблизительно в $6 млрд.
  • Сооснователю Гаррету Кэмпу напрямую принадлежит 6% — 81,6 млн акций. Его долю можно будет оценить в $4 млрд.
  • Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии с 2016 года владеет долей 5,3% — 72,8 млн акций, оценка которой — примерно $3,5 млрд.
  • Материнская компания Google — Alphabet. Ее доля составляет 5,2%, или 71,1 млн акций, и тоже оценивается приблизительно в $3,5 млрд.

Вознаграждение руководству и водителям

?

Если IPO пройдет успешно, то гендиректор Uber Дара Хосровшахи получит опцион на 1,75 млн акций компании. Financial Times оценила их потенциально в $170 млн.

Также компания наградит водителей бонусами, за которые те смогут купить ее акции. Они получат $100, $500, $1000 и $10 000 соответственно за 2500, 5000, 10 000 и 20 000 поездок. При этом водители должны совершить хотя бы одну поездку в 2019 году и иметь высокую оценку от пользователей. Кроме того, в Uber уточнили, что могут скорректировать награду для водителей не из США в зависимости от региона.

Основные риски

?

Кроме результатов важной частью остается оценка рисков, с которыми сталкивается компания. И Uber не мог не рассказать о них.

  • Конкуренты.

Компания отмечает, что работает в очень конкурентных сферах, где у соперников достаточно средств, чтобы снижать цены. Uber же не может пойти на это без вреда для финансовых показателей. И дальнейшее усиление конкуренции грозит снижением доходов, прибыли и потерей пользователей.

Упоминает компания здесь и "Яндекс.Такси" — хотя в России работает их совместное с Uber предприятие, в некоторых европейских странах компании продолжают конкурировать. Кстати, коллаборация с "Яндекс.Такси" стоила Uber $42 млн, которые он потерял в 2018 году.  

  • Убыточность.

"С момента создания мы понесли значительные убытки — и в США, и на других крупных рынках. Мы ожидаем увеличения операционных расходов в ближайшем будущем, из-за чего мы не сможем достичь прибыльности", — предупредила компания.

  • Изменение законодательства.

Бизнес Uber, скорее всего, пострадает, если водителей признают работниками компании вместо независимых подрядчиков. Сейчас соответствующие судебные разбирательства идут в США и других странах.

  • Плохая репутация.

Компания сокрушается, что за прошедшие годы широкая общественность составила о ней негативное мнение, которое пока не удается побороть.

Так, в 2017 году в США широко разошлась акция #deleteUber ("Удали Uber"), когда пользователи заподозрили компанию в попытке заработать на акции протеста, из-за чего начали массово удалять аккаунты. Позднее инженер Сюзан Фаулер поделилась историей о сексуальных домогательствах в компании, а американские власти занялись расследованием возможных случаев дискриминации по половому признаку при приеме на работу и других несправедливых практик.

Кроме того, в документах упоминаются и судебные разбирательства с компанией Waymo (подразделение Alphabet), обвинившей Uber в нарушении коммерческих тайн, завершившиеся в 2018 году мировым соглашением.

СМИ в 2017 году узнали, что компания с помощью приложения Greyball отслеживала заказы в странах, где ее работа запрещена. Также в Сети можно найти множество историй пассажиров, пострадавших от действий водителей — домогательств, грабежа, шантажа, угроз и т.д.

  • Ставка на беспилотные автомобили.

Многие технологические компании активно развивают это направление, и Uber не стоит в стороне от трендов. Но компания предупреждает, что если ее продукты окажутся неконкурентоспособными, то это закономерно нанесет ущерб бизнесу.

При этом уже после объявления о подготовке IPO компания привлекла суммарно $1 млрд на разработку беспилотных автомобилей от компаний Toyota Motor, Denso и SoftBank Vision Fund.

Напомним, весной 2018 года самоуправляемая машина компании сбила насмерть пешехода. После случившегося Uber даже приостановила испытания беспилотников, но обвинений ей предъявлять не стали.

  • Киберугрозы.

Компания собирает и обрабатывает большие массивы персональных данных — адреса, электронные почты, номера мобильных телефонов, фотографий, личные документы и банковские карты водителей и пассажиров, и все это может стать целью хакерских атак.

Также компания обратила внимание и на множество других макроэкономических или, наоборот, узкоспециализированных рисков, которые могут негативно повлиять на ее деятельность.

О том, как американские технологические компании активно выходят на биржу и что это значит для рынка, читайте в другом материале ТАСС.

Арина Раксина

Читать на tass.ru
Теги