24 апреля 2019, 09:15
Статья

Эксперты сравнили нынешнюю ситуацию с пузырем доткомов 20-летней давности и нашли как сходства, так и различия

EPA-EFE/ JUSTIN LANE

В мае американский рынок ожидает одно из самых многообещающих IPO в 2019 году — на биржу выходит Uber. Ожидается, что уже на будущей неделе компания начнет так называемое роуд-шоу, когда ключевым инвесторам представят презентацию основных показателей деятельности.

Что такое IPO?

IPO — это выход частной компании на биржу и первое публичное размещение акций (эмиссия). То есть компания в первый раз выпускает на рынок свои акции, чтобы их могли купить инвесторы, первоначально с ней никак не связанные.

После этого ее статус меняется — из частной, чьи акции не может купить любой желающий, она становится публичной, и ее бумаги свободно торгуются на бирже, где их может приобрести, кто захочет.

Проведение IPO позволяет достичь сразу несколько целей: привлечение финансовых средств, улучшение имиджа компании, получение объективной оценки, диверсификация бизнеса, повышение уровня корпоративного управления и прозрачности бизнеса и т.д. Из очевидных минусов можно назвать прямую зависимость цены акций от настроений инвесторов.

При этом компания, давшая имя термину "уберизация", не единственная, на кого сейчас смотрит рынок. Нынешнюю волну технологических IPO вместе с ней возглавил ее главный конкурент в США — компания Lyft, которая сделала все, чтобы опередить Uber и открыть "парад на биржу" еще в конце марта. Компания привлекла $2,34 млрд и получила в ходе торгов рыночную капитализацию в $24,3 млрд, хотя предварительно ее оценивали ниже — в $15,1 млрд. Uber же рынок может оценить в $100–120 млрд, предположили готовящие ее IPO инвестбанки еще в конце 2018 года.

Кроме того, на рынке в этом году уже дебютировали соцсеть по поиску картинок Pinterest и сервис видеоконференций Zoom, ожидается выход на биржу корпоративного мессенджера Slack и доставки Postmates. Другой заметный игрок — сервис краткосрочного бронирования жилья Airbnb — пока ждет своего часа и может стать публичной компанией уже в 2020 году. The Wall Street Journal напомнила, что, по подсчетам инвесторов, суммарно все компании, которые проведут IPO в 2019 году, могут собрать больше $107,9 млрд. Эту сумму 547 компаний привлекли на рынке в 1999 году, и она до сих пор остается рекордом.

Почему именно в этом году? Потому что как раз в конце 1990-х на рынке сформировался так называемый пузырь доткомов, лопнувший в 2001 году. Тогда инвесторы и экономисты оптимистично ждали, что с приходом новых технологий наступит "новая экономика". Но на самом деле бизнес-модели многих создававшихся тогда и выходивших на биржу интернет-компаний оказались неэффективными, а средства уходили на рекламу и обслуживание колоссальных кредитов. Так что неудивительно, что пузырь лопнул и многие из тогдашних "звезд" биржи лопнули вместе с ним.

Профессор бизнес-школы Колумбийского университета Лен Шерман в статье Forbes вспоминает мало кому известные сейчас проекты Kozmo, eToys и Pets.com, каждый из которых не прожил и трех лет после своего IPO, а Webvan и вовсе обанкротился меньше чем за год.

По его словам, сейчас инвесторы делают ставку не на прибыльность, а на рост — больше 80% компаний, вышедших на биржу за первые девять месяцев 2018 года, за год до этого несли убытки. Именно на рост выручки сделала ставку Lyft в своем IPO, на него же опирается и Uber. Корнем всех бед для этих двух компаний Лен Шерман назвал недостатки бизнес-модели совместного потребления, которую сейчас чаще называют "уберизацией".

Убыточность как раз и роднит нынешние технологические компании, устремившиеся на рынок, с предшественниками из 1990-х. Так, Pinterest в прошлом году потерял $63 млн, Lyft за тот же период — более $900 млн, а в 2016–2017 годах — $682,8 млн и $688,3 млн соответственно. Показатели Uber в 2018 году оказались чуть лучше — с учетом дополнительных доходов компания закончила год с прибылью в $997 млн, но ее убыток при этом составил $3,03 млрд, в 2017 году она уходила в минус на $4 млрд, а в 2016 году — на $370 млн.

Впрочем, обе компании, по мнению экспертов, доказали, что их бизнес-модель работает на рост выручки. Uber с 2014 года увеличил ее в 23 раза — с $495 млн до $11 млрд, а Lyft заработал в 2018 году $2 млрд. При этом акции компаний с большими доходами, как правило, торгуются лучше, отмечает исследователь из Университета Флориды Джей Риттер. Впрочем, его исследования говорят, что больше половины компаний, которые перед IPO оценивались больше чем в $1 млрд, за год до выхода на биржу как раз, наоборот, показывали прибыль.

Лен Шерман объяснил привлекательность убыточных, но растущих компаний тремя главными факторами. Во-первых, играют свою роль красивые истории брендов, которые они продвигают. Например, соучредитель Lyft Логан Грин назвал компанию "самым большим новшеством для общества со времен изобретения автомобиля".

Во-вторых, вложения венчурных инвесторов, а также фондов прямых инвестиций и их интерес подстегивают спрос и всего остального рынка. Один из таких примеров — фонд Softbank Vision только в Uber и WeWork (коворкинговое пространство) вложил за последние три года $20 млрд. И в-третьих, такие инвестиции позволяют компаниям расти еще до того, как окончательно сформируются их операционные процессы, а бизнес-модель докажет эффективность.

Впрочем, автор The New Yorker Джон Кэссиди призывает осторожно проводить параллели между нынешней ситуацией и той, что сложилась двадцать лет назад. Ведь кроме сходств есть и различия.

Нынешние "дебютанты" гораздо больше и старше, а еще их просто меньше по количеству. Если в 1990-х компании выходили на биржу почти сразу после создания — через четыре-пять лет, то сейчас средний "возраст" выхода на биржу — 12 лет, отмечает Джей Риттер. Сравнительно позднее проведение IPO, как правило, означает, что компании уже построили зрелый бизнес, вошли в жизнь людей и прошли основные проблемные вехи первых лет существования стартапов.

При этом высокая оценка — в миллиарды и десятки миллиардов долларов — не оставляет маневра для роста стоимости акций на бирже.

Кроме того, по мнению Кэссиди, "безумие" девяностых нынешнему рынку не грозит еще и потому, что интернет-технологии стали гораздо более привычными и уже не вызывают такого ажиотажа, как в 1999 году, — рынок научился лучше работать в условиях регулярного появления технологических стартапов. При этом эксперт отметил, что, с одной стороны, опыт такого гиганта, как Amazon, который пришел на IPO убыточным и получил первую квартальную прибыль только через четыре года, доказывает, что есть смысл вкладывать большие средства на ранних этапах развития компании даже с риском потерь — это позволяет нарастить масштабы и занять ведущие позиции на рынке. С другой стороны, пока остается неотвеченным вопрос — есть ли такой же потенциал у технобумеров последнего поколения, или все они просто проедают деньги инвесторов, без которых очень быстро обанкротились бы.

Арина Раксина 

Теги:
Россия