15 октября 2013, 16:20

Госдума приняла закон, обязывающий всех российских автопроизводителей уплачивать утилизационный сбор

Фото ИТАР-ТАСС/ Юрий Смитюк
Фото ИТАР-ТАСС/ Юрий Смитюк
Он должен вступить в силу с 1 января 2014 года

МОСКВА, 15 октября. /ИТАР-ТАСС/. Госдума приняла закон, предусматривающий уплату с 1 января 2014 года утилизационного сбора всеми российскими производителями автомобилей. Документ был проголосован депутатами во втором и третьем чтении.

Закон также предусматривает уплату с 2014 года утилизационного сбора с транспортных средств, ввозимых с территории Белоруссии и Казахстана, и транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны Калининградской области.

Таким образом, обязательство по уплате утилизационного сбора устанавливается для всех участников рынка, как для российских автопроизводителей, так и для импортеров из третьих стран, а также для предприятий из стран Таможенного союза /ТС/, поставляющих продукцию на российский рынок.

В настоящее время годовые поступления в федеральный бюджет от взимания утилизационного сбора с импортеров и части российских производителей, которые не приняли на себя обязательство по утилизации произведенной ими техники, по информации правительства, составляют около 54 млрд рублей. В случае введения механизма всеобщей уплаты утилизационного сбора доход федерального бюджета ориентировочно увеличится на 148,5 млрд рублей в год. Таким образом, суммарный объем поступлений в бюджет от взимания утилизационного сбора составит 202,5 млрд рублей в год.

Контроль за уплатой утилизационного сбора в федеральный бюджет будет осуществлять правительство РФ. Закон должен вступить в силу с 1 января 2014 года, а не с 1 июля 2013 года, как предусматривала редакция первого чтения.

Кто освобожден от сбора

Как и сейчас от уплаты утилизационного сбора освобождаются транспортные средства, ввозимые в качестве личного имущества переселенцами или беженцами. Аналогичная льгота предусмотрена для транспортных средств, ввозимых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными организациями, пользующимися привилегиями и иммунитетами, а также их сотрудниками и членами семей сотрудников. Кроме того, утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, с выпуска которых прошло 30 и более лет.

"Дискриминационный сбор"

9 июля Евросоюз опротестовал в ВТО правомерность действующего в РФ утилизационного сбора на иномарки, посчитав его дискриминационным. Данный сбор был введен в сентябре 2012 года и распространяется на импортеров всех видов автотранспорта, как нового, так и подержанного. Для легковой машины базовая ставка составляла 20 тысяч рублей, для грузовой - 150 тысяч рублей. По оценкам европейских экспертов, сумма преференций, которые получает российский автопром в результате этой меры превышает 3 млрд евро в год.

Еврокомиссия считает, что утилизационный сбор "фактически аннулировал" отмененные в процессе вступления России в ВТО таможенные пошлины на иномарки и обходится европейским производителям в 1,3 млрд евро в год. Для России, вступившей в ВТО в августе прошлого года, это первый иск.

В конце июля 2013 года сторону ЕС в споре по утильсборам заняли США, Турция, Япония, а также Китай.  Япония объяснила свой  интерес к данной проблеме как крупнейший экспортер автомобилей в Россию. Соединенные Штаты также указывают на "существенный торговый интерес" в этом вопросе, подчеркивая, что "с сентября 2012 года по май 2013 года они экспортировали в РФ автомобилей, к которым применялся указанный сбор, на 1,25 млрд долларов, что, примерно, составляет 8% от объема импорта Россией автомобилей в стоимостном выражении". Китай объясняет свое внимание к претензиям ЕС к России с позиции "крупнейшего экспортера автомобилей и запчастей в мире", отмечая, что объемы отгрузок за рубеж товаров этой группы составили в 2012 году 48 млрд долларов.

Предполагается, что принятие закона об уплате сбора российскими автопроизводителями позволит избежать России ответственности перед ВТО за несоответствие утильсбора правилам членства в организации.