25 июля 2013, 13:42

К торговому спору ЕС и России присоединяются Китай, США, Турция и Япония

Фото ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский
Фото ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский
Страны заявляют о "существенном торговом интересе" в сфере экспорта автомобилей

ЖЕНЕВА, 25 июля. /Корр. ИТАР-ТАСС Илья Дмитрячев/. Китай, Соединенные Штаты, Турция и Япония высказали желание присоединиться к консультациям, которые Европейский союз / ЕС/ затребовал у России по вопросу утилизационного сбора на иностранные автомобили. Об этом корр. ИТАР-ТАСС сообщил сегодня источник во Всемирной торговой организации /ВТО/. Как говорится в документах, доступ к которым получил ИТАР-ТАСС, Япония объяснила свой "существенный интерес к консультациям как крупнейший экспортер автомобилей в Россию".

Соединенные Штаты также указывают на "существенный торговый интерес" в этом вопросе, подчеркивая, что "с сентября 2012 года по май 2013 года они экспортировали в РФ автомобилей, к которым применялся указанный сбор, на 1,25 млрд долларов, что, примерно, составляет 8 процентов от объема импорта Россией автомобилей в стоимостном выражении". Китай объясняет свое внимание к претензиям ЕС к России с позиции "крупнейшего экспортера автомобилей и запчастей в мире", отмечая, что объемы отгрузок за рубеж товаров этой группы составили в 2012 году 48 млрд долларов. Турция в свою очередь отметила "серьезную обеспокоенность, что указанные меры отрицательно сказываются на турецком экспорте в Россию".

9 июля Брюссель опротестовал в ВТО правомерность действующего в РФ сбора, посчитав его дискриминационным для собственных автопроизводителей. Накануне Япония также официально запросила у России консультации. В случае, если стороны не устранят разногласия в течение отведенных для этого 60 дней, дело будет передано в Орган по разрешению споров /ОРС/ ВТО, в рамках которого будет сформирована третейская группа. Россия пока не назначила дат переговоров с европейцами и японцами.

При этом, как пояснили в ВТО, Россия не имеет права отказаться обсуждать вопрос, когда консультации запрошены официально, как в случае с ЕС или Японией, однако может отказаться, чтобы другие страны присоединились к ним. В этом случае эти государства могут либо запросить отдельные консультации с Москвой, либо присоединиться в качестве третьей стороны к третейской группе, если в итоге она будет создана.

Впрочем, как заявил в интервью корр. ИТАР-ТАСС в Брюсселе Денису Дубровину постпред России при ЕС Владимир Чижов, существует реальная возможность "внесудебного, или, вернее, переговорного урегулирования" иска. "Такая возможность существует, и могу вас заверить, Россия приложит все усилия для достижения мирового соглашения с ЕС по его иску в ВТО путем консультаций, не доводя дело до санкций", - сказал он.

Утилизационный сбор был введен в сентябре 2012 года и распространяется на импортеров всех видов автотранспорта, как нового, так и подержанного. Для легковой машины базовая ставка составляет 20 тысяч рублей, для грузовой - 150 тысяч. Ставки корректируются в зависимости от литража двигателя и года выпуска. По оценкам европейских экспертов, сумма преференций, которые получает российский автопром в результате этой меры превышает 3 млрд евро в год. Правительство РФ уже внесло в Госдуму законопроект о распространении утилизационного сбора на отечественный автотранспорт в соответствии с нормами ВТО, однако он пока не принят.

Еврокомиссия считает, что утилизационный сбор "фактически аннулировал" отмененные в процессе вступления России в ВТО таможенные пошлины на иномарки, и обходится европейским производителям в 1,3 млрд евро в год.